Он никогда не изменял себе ни в жизни, ни в творчестве

В субботу, 28 сентября, на 86-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался художественный руководитель театра «Ленком», народный артист СССР, Герой труда РФ Марк Захаров. Вчера вечерний спектакль «Королевские игры» начался в «Ленкоме» с минуты молчания в память о великом режиссере.

«Ушел последний из могикан...»

Еще 20 августа Марк Захаров был экстренно госпитализирован с диагнозом острое двустороннее воспаление легких. На специально собранном консилиуме с участием немецких врачей было принято решение о масштабной атаке на пневмонию с применением самых последних методов мировой медицины. Болезнь отступила и 9 сентября Марку Анатольевичу прописали домашний режим адаптации.

Но через несколько дней произошло повторное воспаление легких. И в 10 часов утра 28 сентября Марка Захарова не стало. Об этом ТАСС сообщил директор «Ленкома» Марк Варшавер. «Сегодня ушел из жизни последний из могикан», - добавил он.

Реклама на веке

Когда эфир в субботу к полудню стал заполняться первыми сообщениями о кончине Марка Захарова, многие этому просто не поверили — опять что-то напутали СМИ. Мы успели привыкнуть, что Мастер вот уже много десятилетий радует нас своим искусством и не может так просто взять и умереть. Но ошибки на этот раз не было и действительно оборвалась земная жизнь этого всем известного человека, мага отечественного театра и кино.

Мы выбираем — нас выбирают

Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве в семье Анатолия Захарова и Галины Бардиной. В начале Великой Отечественной войны Галина Бардина с сыном были эвакуированы. В Москву они вернулись в 1943 году.

С детства Марк Захаров мечтал ставить спектакли, потому что считал это главным инструментом самовыражения. Но хотел он это делать на большой сцене, а не как мать — в замкнутом пространстве какого-нибудь драмкружка.

Размечтавшись о режиссерстве, Марк после школы сразу же пошел поступать во ВГИК. Однако его не приняли. До сих пор неизвестно, то ли будущий великий режиссер «не показался» приемной комиссии, то ли это была реакция на анкетные данные сына репрессированного - его отец был военным и попал в жернова репрессий, но вскоре был реабилитирован. Впрочем, чуть позже Марка сходу приняли в ГИТИС.

Еще одной удачей в жизни Марк Анатольевич всегда считал встречу со своей будущей супругой в Перми, куда его направили после ГИТИСА по распределению. Они поженились с Ниной Лапшиной в 1956 году и прожили вместе до ее смерти в 2014 году. Только тогда Марк Анатольевич по-настоящему понял, как много она для него значила, помогая как актриса и все время находясь в тени и понимая его знаковую роль в театре и кино. В «Ленкоме» служит их дочь Александра, появившаяся на свет на радость родителям в 1962 году.

Жизнь «Ленкому» отдана

В начале своей творческой биографии Марку Анатольевичу довелось поездить по стране, поработать во многих театрах. Но о нем, его творческих методах заговорили, когда он вдруг возглавил мало кому известный до того любительский театр студентов гуманитарных факультетов МГУ. На спектакли, дававшиеся на первых порах в ДК, в старом здании университета в двух шагах от Манежа, где и по сей день размещается факультет журналистики, приходило пол-Москвы. Именно там демонстрировалось сейчас широко известное новаторство тогда еще молодого режиссера Захарова.

Об открытии «подпольного» студенческого театра в самом центре Москвы узнала сама Фурцева, бывшая тогда министром культуры СССР. Ее окружение потребовало закрыть «неподконтрольный, непонятный и безыдейный» очаг культуры. Марк Захаров стал тянуть время, как он это делал потом не раз, к примеру, когда в «Ленкоме» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось», также непонятая высшим начальством. И во всех таких случаях со временем тучи расходились.

Художественным руководителем «Ленкома» Марк Захаров работал с 1973 года до последних своих дней. За прошедшие 45 лет им поставлено свыше 50 спектаклей. В 1974 году театр громко заявил о себе спектаклем «Тиль», который стал одним из первых опытов успешного сотрудничества с драматургом Григорием Гориным. Сочетание сарказма и серьезности, шутовства и трагедии придало действу особую жизненную энергию, во многом определившую узнаваемый «ленкомовский» стиль.

А 1981 год ознаменовался для «Ленкома» еще одной яркой удачей. Рок-опера «Юнона и Авось» не только сполна утолила жажду музыкальных открытий наших соотечественников, но и стала фирменным знаком театра, до наших дней является одной из самых востребованных. Успех был ошеломляющим. Сейчас в это трудно поверить, но поклонники «Ленкома» пытались даже «подрисовывать» билеты и контрамарки, чтобы попасть на спектакль.

Немало Марк Анатольевич сделал и в кино. На его счету 7 картин. К примеру, «Пир во время чумы», «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен». Ряд фильмов он выпустил совместно с другими режиссерами. А в сверхпопулярном фильме «Белое солнце пустыни» у Марка Анатольевича совсем уж необычное участие. Он сочинил... письма, в которых «товарищ Сухов» обращается к своей разлюбезной жене. Хорошо знавшие Захарова люди не раз говорили, что точно такие же теплые, добрые и доверительные отношения были у него и со своей супругой.

К слову сказать, литературным творчеством и журналистикой Марк Захаров занимался еще со студенческих лет. Более того, он нам оставил с десяток своих умных и интересных книг.

О времени и о себе

Последнюю свою литературную работу Марк Анатольевич так и не успел закончить. Но его интересные мысли под рубрикой «О времени и о себе» обязательно найдут своих читателей.

Марк Анатольевич порассуждал о русском характере, заметив, что в нем самом «намешано много разных кровей, но 75% - славянской. Он написал в своих черновиках о том, что риторика по собственному патриотизму выглядит подозрительно и вызывает недоверие. Любовь к Родине, Отечеству не декларируют, а проявляют в делах и поступках. Это чувство личное, интимное, как и вера.

Марк Анатольевич напомнил в своих работах, что великий историк Ключевский заметил однажды: кажущийся ленивым русский человек может развить такую энергетику, что никакому европейцу и не снилось, и никто за ним не угонится.

Неминуемость смерти, по заметкам Марка Захарова, может обострять у людей национальное самосознание. У нас происходит своеобразное очищение, рождается потребность обрести душевную гармонию с русской землей.

И это все о нем

По словам гендиректора Большого театра Владимира Урина, Марк Захаров создал свой собственный мир театра, который он никогда не подделывал под жизнь. Ему свыше было дано чувствовать время и проблемы современности. «Его спектакли могли быть драмой, трагедией, но в них всегда было человеческое тепло и надежда», - заявил в интервью Урин РИА «Новости».

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин назвал Марка Захарова великим Мастером, чей театр всегда имел свой неповторимый авторский стиль. «Уходящее поколение актеров, режиссеров оставляет молодым свое великое наследие. И оно не должно остаться невостребованным», - подчеркнул Калягин.

По словам художественного руководителя РАМТа Алексея Бородина, Захаров был камертоном того, как надо жить в искусстве, поскольку он никогда не изменял себе ни в жизни, ни в творчестве.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко отметил, что такие творцы, как Захаров, появляются не в каждой стране и не во все времена. И России повезло.

Прощание с Марком Захаровым пройдет в «Ленкоме» завтра, 1 октября. Он будет похоронен на Новодевичьем кладбище.

Реклама на веке
Физические упражнения улучшают состояние людей при болезнях сердца Обвиняемый в госизмене ученый отпущен ФСБ под подписку о невыезде