Социальная драма Андрея Звягинцева «Левиафан», появившаяся в сети еще 11 января, вызвала такие же неоднозначные оценки в обществе, как и назначение в 2012 году Владимира Мединского министром культуры. Одни считают, что фильм, получивший букет престижных наград и попавший в шорт-лист «Оскара», – несомненное достижение российской киноиндустрии. Другие уверены, что столь упадническая картина, где в концентрированном виде показаны все недостатки России, – «поганая клевета на Русскую церковь и Российское государство» и антироссийский политический заказ. Многие подозревают, что в «Золотом глобусе» «Левиафана» есть сильная политическая подоплека: в то время как Запад стремится максимально изолировать Россию, именно фильм «типичного представителя пятой колонны» о грязной, спившейся и коррумпированной Родине получают поощрения.
Но больше всего удивляет общественность то, что фильм был снят при поддержке Министерства культуры РФ. А ведь еще недавно Владимир Мединский говорил о том, что государство не будет спонсировать фильмы, очерняющие Россию. «Единственное, в чем я не вижу смысла - это снимать фильмы на деньги Министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют, - цитировала министра «Фонтанка.Ру». - Это про тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Зачем? Какой-то государственный мазохизм. Этого мы делать не будем, в остальном поддерживаем широкий спектр фильмов».
Причем, когда господин Мединский увидел «Левиафана» впервые, фильм ему откровенно не понравился. «Фильм талантливый, но он мне не понравился», - заявил министр в мае после просмотра в Каннах. Но после того как картина получила «Золотой глобус», он вдруг разлился соловьем: «Очередная победа «Левиафана» режиссера Андрея Звягинцева, снятого при поддержке Минкультуры России, не только радует, но и обнадеживает. Впервые за почти полвека отечественная картина получила «Золотой глобус», что говорит о высоком мастерстве наших кинематографистов и их признании на международном уровне», - подчеркнул Мединский.
«А можно, чтобы Российская Федерация, наконец, перестала финансировать русофобские фильмы, где русские пьют водку стаканами? Путь такие фильмы мировой заговор финансирует. Ротшильд и Рокфеллер», - возмущается известный политолог Павел Святенков.
«Какая же тухлая, вялая, тягостная ложь в каждом кадре и каждом слове. Этот фильм буквально кричит о том, что сделан он с одной целью: во имя того, чтобы приличные люди в жюри приличного фестиваля дали ему приличную премию, а потом написали в своих газетах о том, как Звягинцефф смело показал этот рюсски koshmar», - высказался известный публицист Дмитрий Ольшанский.
Всего на производство картины потратили 220 млн. рублей. Фонд кино и Минкультуры предоставили 40% бюджета фильма без обязательств возврата, сообщает РБК. При том, что продюсеры российских кинокомпаний постоянно жалуются на нехватку государственных денег, Владимир Мединский щедрою рукою дает бюджетные средства на фильм, режиссер которого еще недавно в интервью The Guardian жестко критиковал министра. Это ли не государственный мазохизм?
Между тем, российское кино действительно переживает тяжелые времена: кинотеатры пустеют, сборы падают, а Фонд кино фактически представляет собой финансово-кредитную организацию, требующую от создателей фильмов возврата в 40%. «Министр озвучил, что к 2017 году мы вообще перестанем получать поддержку на зрительское кино, - рассказал «Российской газете» глава кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов. - Это же смехотворная индустрия, когда весь государственный бюджет на кино меньше бюджета американского мультфильма! То есть на сто миллионов пытаемся поддержать несколько десятков фильмов в год!»
«На обывательском уровне складывается впечатление, что все действия относительно развития нашего кинематографа сводятся исключительно к разговорам об увеличении госфинансирования, правильности распределения ограниченного бюджета среди не менее ограниченного круга лиц, да сомнительным призывам лимитировать показ в кинотеатрах зарубежных фильмов, - заявил «Веку» политический аналитик Антон Хащенко. - Хотелось бы ошибаться, но никаких сущностных, системных изменений, которые могли хотя бы ненамного приблизить наше кино к уровню и масштабам западной индустрии, не наблюдается. При этом в России есть свои истории успеха и талантливые представители этой сферы, но они, к сожалению, единичны. Казалось бы, все понятно: есть положительный западный опыт, почему бы его не перенять, почему не заняться перенастройкой всей отрасли – от создания условий для развития инфраструктуры до повышения квалификации людей, работающих в отечественном кинематографе. Но что мы слышим? Голливуд - плохой, нам не нужно на него равняться, нам бы только денег от государства побольше на наши очередные эксперименты, и все получится. Вот только как показывает практика, не получается, а как дело доходит до признания кого-либо из своей среды великим, сразу необходимо мнение экспертов извне».
Пока Владимир Мединский сияет, как начищенный самовар (не хуже полученного «Глобуса»), у Минкультуры РФ в прямом смысле слова поехала крыша. В начале января в известном поселке Ропша Ленинградской области обрушились фронтон и колонны императорского дворца. Памятник российской архитектуры федерального значения не дождался реконструкции, а ведь Ропша вошла в проект туристического маршрута под условным названием «Императорское кольцо», бюджет которого оценивается в 150 млрд. рублей. В конце декабря стало известно, что здесь появится многофункциональный реставрационный центр. Эта идея была одобрена не только Владимиром Мединским, но и вице-премьером Ольгой Голодец.
Бюджет ропшинского проекта рассчитан на 5 млрд. рублей, но пока выделялись деньги да реставраторы ГМЗ «Петергоф» собирались в путь-дорогу, бывший дворец Романовых треснул по швам. При этом Ропшинский дворец входит в состав памятника всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Здание горело несколько раз, но деревянные леса, поставленные еще в начале 90-х для поддержки стен и фасада, рухнули в 2010 году. Крыши нет, часть стен обрушилась, но кое-где сохранились остатки лепнины. Малые пруды превращаются в болота, парк замусорен – как бы здесь не завелся свой «левиафан».
А вот в Печорском районе Псковской области, в церкви Николы на Труворовом Городище (еще один памятник архитектуры федерального значения), похоже, все же кто-то завелся – через полгода после дорогостоящей реставрации у здания «зазеленели» стены. 11 млн. рублей было выделено из бюджета на реставрационные работы в 2012 году, еще около 300 млн. рублей компания-реставратор (питерское ЗАО «Балтстрой») получила за работы в Изборской крепости. В первом случае покрылись плесенью стены, во втором - и вовсе пропали казенные деньги.
СУ СКР по Псковской области было возбуждено уголовное дело по факту превышения чиновниками должностных полномочий. Стало известно, что в ноябре 2012 года ответственные лица подписали акты о приемке ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Ансамбль Изборской крепости», которые фактически не были выполнены. Но подрядчику перевели всю сумму по договору - около 300 млн. рублей. В Следственном комитете ущерб оценили как минимум в 60 млн. рублей.
В июле 2013 года прокуратура региона внесла в адрес губернатора Андрея Турчака представление о несоответствии главы Госкомитета Псковской области по культуре Александра Голышева занимаемой должности. Однако должность свою господин Голышев покинул лишь в апреле 2014 года и то лишь потому, что достиг предельного возраста нахождения на госслужбе. А после этого еще и возглавил Псковское региональное отделение Российского военно-исторического общества (об этом его, говорят, просил лично Владимир Мединский). Что до уголовного дела – оно стоит на месте, как и позеленевшие стены церкви. В заключении ведущих российских экспертов, которых местные жители попросили оценить итоги работы реставраторов, говорится: «При производстве работ допущены грубые нарушения технологического режима, свидетельствующие о низкой квалификации рабочих… Все это привело к существенным нарушениям реставрационной методики и в целом к низкому качеству работ, приведших к появлению диссонансов в облике памятника. Мы оцениваем проведенную реставрацию в целом как неудовлетворительную». Еще один «левиафан» российской действительности?
Не зря, видимо, в свое время многие политологи предупреждали: сложно представить человека, более далекого от культуры и более вредного для нее, чем Мединский. Сопредседатель партии ПАРНАС Михаил Касьянов* тогда предположил, что Мединский вместе с руководителем Аппарата правительства РФ Владиславом Сурковым станет частью «пропагандистской машины, которая сложилась при Путине и продолжит действовать в кабинете министров». Кстати, Владимир Ростиславович в кабмине Дмитрия Медведева считается протеже именно господина Суркова.
Сам Мединский не заставил долго ждать подтверждения этих слов. Ему приписывают фразы: «Имея под рукой такую колотушку как телевидение, можно не самые убедительные выводы вколотить в головы, опустошенные сериалами, танцами на льду и прочей дребеденью», «Для публики (и на публике) политики, конечно, руководствуются общепринятыми нормами морали и интересами народа, но на практике они следуют собственным интересам, а в лучшем случае - интересам своих партий и кланов. Увы, это так есть и всегда так было. Что бы, увы, вам ни говорили каждый вечер в программе «Время». Такой вот в России откровенный министр культуры!
И пока господин Мединский «искрит» откровениями и пытается «переписать» историю, рушатся или сносятся памятники архитектуры федерального значения, увольняются сотрудники культучреждений (как это произошло в Музее кино) из-за нежелания работать с протеже министра, возмущаются отсутствием финансирования по-настоящему талантливые деятели культуры…
«Так получилось, что январские праздники я провел в поездке по Вологодской области, - рассказал «Веку» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. - Особо сильное впечатление произвел город Белозерск – один из старинных и легендарных городов Руси. Так вот. В Белозерске есть церковь Иоанна Предтечи, построенная по проекту архитектора Баженова. Его здания – подлинные шедевры архитектуры по праву украшают Москву и Санкт-Петербург. Но вот в Белозерске государству до данного памятника нет никакого дела. Церковь выглядит бесхозной, разваливается прямо на глазах.
Подобных мест в стране не десятки, а сотни, может быть, - тысячи. Разрушаются объекты культурного наследия, может быть, не связанные с громкими и известными именами (а те, что связаны, тоже порой разрушаются), но крайне важные для территорий, на которых они расположены, и местных жителей.
Региональные бюджеты не в состоянии финансировать их сохранность. Таких денег в регионах просто нет. Конечно же, это должна быть забота федерального центра, а именно Министерства культуры и непосредственно министра Мединского.
Именно они создают базу развития регионального туризма внутри страны, призванного заменить сильно вздорожавшие заграничные поездки. И этот вид «импортозамещения» также находится в ведении Министерства культуры. К сожалению, ведомство в основном обращает внимание на туроператоров, работающих по линии отправки россиян в дальние страны, почти не обращая внимания на то, что происходит с туристической отраслью и ее инфраструктурой внутри страны.
Из этого же ряда и шумиха вокруг фильма Звягинцева «Левиафан». Да, картина получила престижную международную премию, но насколько она близка самим россиянам?
Мне кажется, очень характерны в данном случае слова Татьяны Трубилиной, главы муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области, одного из трех населенных пунктов, в котором фильм «Левиафан» и снимался. «Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все «алкаши, живущие в собственной помойке». С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть», - заявила Трубилина. (FlashNord – ред.).
Еще недавно Владимир Мединский говорил о том, что не будет поддерживать фильмы о «Рашке-говняшке», и, видимо, в этих своих чувствах был вполне искренен. У кого-то мнение может быть другим, и вот заокеанское жюри признает лучшим зарубежным фильмом картину, реальные герои которой даже не хотят ее смотреть.
Жизнь в глубинке России очень сложная, но показывать ее можно по-разному. Совершенно необязательно снимать правду так, чтобы на нее потом было противно смотреть. И великие мастера умели это делать.
В Белозерске, кстати, снимался фильм Василия Шукшина «Калина красная». Так теперь в центре города стоит памятник от благодарных жителей города Белозерска Василию Шукшину за созданный им шедевр; бережно сохраняется ресторан, в котором снимались сцены из фильма…
Правда, «Золотой глобус» Василию Шукшину не присудили», - заключает политолог.
С министром, наступающим на собственные слова, не удивительны такие вот «левиафаны» по всей стране. Воистину, прав был Иосиф Кобзон сказавший однажды: «Нам не страшен министр культуры - нам страшна культура министра».