Среди них хотелось бы выделить несколько фильмов, которые объединены, по нашему мнению, одной идеей – принятия себя на фоне сложных размышлений о балансе внутреннего и внешнего в человеке.
«Мой Марчелло»
Первая картина, на которую хотелось бы обратить внимание, - это фильм, посвященный 100-летию со дня рождения великого итальянского актера Марчелло Мастроянни «Мой Марчелло». В произведении французского режиссера Кристофа Оноре дочь Мастроянни – Кьяра и ее мать Катрин Денев играют самих себя. От этого байопик становится еще более неожиданным и эмоционально обнаженным. Премьера картины состоялась в мае 2024 года на Каннском кинофестивале в рамках основной программы.
«Фрикаделька», как называл девушку в детстве отец, даже в зрелом возрасте остается в тени своих великих родителей. Мать дает ей советы, как себя вести на пробах, а режиссер советует ей быть «больше Мастроянни, чем Денев». И вот однажды, увидев, как в зеркале ее лицо превращается в лицо отца, Кьяра переодевается в мужской костюм, одевает темные очки и требует от окружающих называть ее – Марчелло.
По словам психолога и киноведа Анны Журбы, фильм переполнен отсылками и пасхалками практически ко всей коллекции ролей мастера. Автор даже отчасти спекулирует этим, дословно повторяя не только костюмы и фразы, но и отдельные планы и сцены. Но примечателен этот фильмов совсем не напоминанием нам о том, за что мы любим Мастроянни. «Кьяра с экрана говорит с нами о том, как тяжело пройти сепарацию, когда оба твоих родителя - мировые звезды. И ты сама кажешься себе непримечательной и совершенно никому ненужной. В отличие от классического метода, когда человек максимально дистанцируется и даже отрекается от знаменитых фамилий, героиня доводит ситуацию до абсурда, дав возможность всем увидеть в ней максимум Марчелло», - рассуждает Журба. По ее словам, представ на экране в обличье отца, Кьяра ищет свое сходство и отличие с ним – спасая на мосту одинокого солдата, приютив очаровательного бездомного кокер-спаниеля, который становится еще одним главным героем фильма, бродит по пляжам, разговаривает с друзьями и женщинами, которые слишком рано потеряли ее отца. Как и она.
«Субстанция»
Еще одна громкая премьера, пришедшая на наши экраны с Каннского кинофестиваля, - это фильм французского режиссёра Корали Фаржа «Субстанция» с Деми Мур, Маргарет Куолли и Деннисом Куэйдом в главных ролях. Хотя фильм поспешили окрестить боди-хоррор, но, тем не менее, его основной смысл – заставить зрителей задуматься: так ли нужно гнаться за молодостью и совершенством? Главная героиня Элизабет Спаркл, звезда популярного утреннего телешоу по аэробике, теряет работу в свой день рождения – ей 50 лет, и, по мнению создателей шоу, она слишком стара, чтобы его вести. По дороге домой Спаркл попадает в ДТП, и хотя медики признают ее совершенно здоровой, врач, который ее осматривает, дает ей совет – применить некую таинственную сыворотку, «субстанцию», которая сделает ее опять молодой.
При инъекции «субстанции» создаётся версия Элизабет в возрасте 20 лет, одновременно делая её самой красивой и «идеальной» версией себя. Новая форма Элизабет называет себя Сью. Обе формы, Элизабет и Сью, живут поочередно неделю, одна форма ведёт активную жизнь, а вторая в это время лежит без сознания. Жизнь Сью становится яркой и насыщенной: она возвращается на телевидение, пользуется популярностью у мужчин. Но одновременно с этим она все чаще думает о том, как бы жить, не выключаясь на недели.
По мнению Анны Журбы, тенденции бодипозитива по-прежнему существуют скорее виртуально, чем реально. «Да, мода стала более лояльной к тем, кто не может носить каблуки или узкие неудобные платья. Но, тем не менее, опросы показывают, что люди, а особенно это касается женщин, с внешностью, близкой к глянцевым стандартам, имеют больше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу, устроить личную жизнь, быть окруженными друзьями. Общество и не думает снижать требования к нашим телам – мы должны быть не только здоровыми и успешными, но еще и молодыми и красивыми. И стоит нам отклониться от стандарта, как это влечет за собой травлю и агрессию со стороны окружающих», - утверждает психолог. По мнению Журбы, фильм - это еще одна попытка задуматься над тем, какую цену мы готовы заплатить за призрачную возможность удержать молодость.
«Другой человек»
Картина «Другой человек» отчасти продолжает разговор о принятии себя как через внешность, так и через самореализацию. Режиссер Аарон Шимберг предложил Себастьяну Стэну, который больше известен по роли Баки Барнса из киновселенной Марвел, сыграть начинающего актера, больного нейрофиброматозом. Это болезнь, при которой все лицо покрывается доброкачественными опухолями. В паре с Себастьяном сыграл актер Адам Пирсон, который на самом деле болен этой болезнью.
Эдвард (Стэн) живет замкнутой жизнью, безнадежно мечтая об актерской карьере, пока не встречает свою соседку – сценариста и режиссера Ингрид (Ренате Реинсве). Она советует ему экспериментальное лечение, которое позволяет мужчине избавиться от опухолей. Эдвард меняет имя, прекращает любые контакты со своим прежним окружением и начинает новую жизнь, которая кажется ему совершенно идеальной, пока он случайно не попадает в маленький театр, где Ингрид ставит пьесу о человеке-слоне, частично основанную на его жизни. И при этом роль его самого играет Освальд (Пирсон), который не просто не стесняется своей болезни, а живет в полную меру.
«Что важнее – форма или содержание – вечный спор философов, историков и нас с вами. Насколько актуальна фраза – по одежке встречают, которой нас пичкали родители? Или внутренне наполненный человек всегда сможет перетянуть на себя успех от человека, чье единственное достоинство это внешность? Фильм задает вопросы, на которые нет ответов. Вернее, эти ответы каждому из нас придется найти самому», - отмечают критики.
На снимке: кадр из фильма «Мой Марчелло».