В Москве и Санкт-Петербурге в 2015 году снизились доходы, а вот сроки, за которые бизнес может окупиться, значительно выросли. Больше всего приносят прибыли в Москве магазины, которые работают в интернете, торгуют цветами, а вот в Питере самым прибыльными являются кафе, магазины продуктов, центры детского развития.
Одна из консалтинговых компаний выяснила, что деловая активность малого и среднего бизнеса в больших городах России упала, да и вкладывать деньги в него тоже мало кто имеет желание. Мониторили больше 5 тысяч столичных и питерских предприятий, которые работают на рынке больше 3 лет и стоят не меньше 0,5 млн руб. На эти два города ложится львиная доля активности бизнесменов РФ.
Как показывают данные, срок окупаемости бизнеса по Москве стал выше: с 1,8–9,4 до 1,7–10,8 года.
Количество прибыли в большей части направлений бизнеса резко упало. Если взять в пример такие виды бизнеса, как автомойки, шиномонтажи, автосервисы – с 2,7 до 4,4–5,4 руб., инвестированного на 1 руб. выручки, а период окупаемой способности с 7,7 до 10,8 года. У ресторанов он с 6,7 стал 7,5 года, а вот доходы снизились с 1,6 до 1,8 нужной инвестиции на 1 руб. прибыли.
В общем, помимо розничной торговли продуктами, снизилась и деловая активность на 20%. Бизнесмены России занимаются низкомаржинальным бизнесом. Таковы комментарии экспертов.
Бизнесмены считают, что государство давит на бизнес, тяжело получить финансирование, а у работников низкая квалификация. Развитию бизнеса мешают и попытки монополизации частного сектора вместе с низким качеством товаров России в программе вынужденного импортозамещения.
Эксперты уверены, что активность бизнеса и дальше будет терпеть снижение. Опрос почти двух тысяч бизнесменов показал, что настроения бизнесменов России очень пессимистичные. Особенно переживают из-за дальнейшего спада способности покупателей, мутности принимаемых мер по развитию и из-за того, что нет полного понимания деятельности новой Корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Считают, что она будет очень низкоэффективной по той причине, что чиновники, кроме создания инфраструктуры, привязывают к ней кроткий поводок контроля и весьма странную систему поддержки.