Малый бизнес России настроился на затяжной спад

Индекс ожиданий малого бизнеса обрушился до самой низкой отметки за все время опросов, сообщил «Альфа-банк» в полугодовом исследовании. Предприниматели боятся снижения покупательной способности, говорят эксперты.

Отечественный малый бизнес демонстрирует наименьший оптимизм с 2016 года, свидетельствуют данные исследования «Альфа-банка». Представители сегмента, задействованные при подготовке исследования «Пульс малого бизнеса», оценили ожидания на следующее полугодие в -54 условных балла, что на 13 баллов хуже, нежели в ходе аналогичного июньского опроса. Нынешнюю ситуацию в национальной экономике они оценили в -68 пунктов, что является минимумом с конца 2016 года. Всего было опрошено порядка 4 тыс. предпринимателей и владельцев малых компаний, ежегодная выручка которых составляет менее 350 млн рублей. Согласно методологии опроса, наихудшей оценкой состояния дел является -100 баллов, наилучшей – 100 пунктов, поясняет РБК.

85% респондентов заявили, что положение дел в экономике России мешает развитию бизнеса, а 65% полагают, что экономическая ситуация в январе-июне 2019 года ухудшится. Отрицательные ожидания предприниматели мотивируют увеличением НДС на 2%, обвалом нефтяных цен на мировом рынке, падением курса российской валюты и ростом инфляции. Эти обстоятельства провоцируют падение покупательской способности граждан, что является самой существенной угрозой для малого бизнеса, пояснил глава лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. Падение спроса со стороны населения анонсировали 68% респондентов.

Примечательно, что на фоне общего пессимизма положение дел в своей компании участники опроса переоценили в лучшую сторону – в среднем -10 пунктов вместо -14 летом нынешнего года. Зато прогноз по своему бизнесу находится на уровне 3 баллов вместо 12. Глава направления маркетинга массового бизнеса «Альфа-банка» Ольга Третьякова говорит, этот показатель находится в плюсовой зоне, поскольку руководители компаний более точно оценивают положение дел в своем бизнесе, чем в экономике в целом, и считают, что в состоянии направить развитие своего дела в верное русло.

Реклама на веке

При этом представители 18% компания заявили, что во втором полугодии нынешнего года прибыль их бизнеса выросла. Однако у 47% компаний прибыль уменьшилась. Еще 28% компаний нарастили клиентскую базу, 30% зафиксировали отток клиентов. Средний чек стал больше у компаний 24% респондентов, упал – у 28%. 12% участников опроса заверили, что будут увеличивать зарплаты своим сотрудникам, а 25% - принимать новых работников.

Реклама на веке
Эксперты прогнозируют на 2019 охлаждение между ЕС и РФ Две трети россиян тоскуют по советским временам