40-летний лидер пришел к власти в мае 2017, обещая обновленную Францию, благоприятную для ведения бизнеса, со здоровым госбюджетом, который покончит с хроническим дефицитом, ставшим нормой с 1970-х.
Однако экономисты оценивают стоимость подслащения, о котором он объявил нации в понедельник, может достигнуть €11 млрд. ($12,5 млрд.), это прокол для страны, которая с трудом справляется с требованиями бюджетных правил ЕС. В следующем году будет повышена минимальная зарплата, отменены налоги на сверхурочные, как и введенное в этом году повышение налога для пенсионеров.
«Положительному имиджу Макрона, которого в Брюсселе считают умеющим распоряжаться бюджетом, предстоит получить серьезный удар», - прокомментировало во вторник французское ежедневное финансовое издание Les Echos. Полный законопроект по всем мерам, объявленным для помощи самым низкодоходным протестующим из небольших городов сельской Франции, оценивается в €15 млрд.
По правилам ЕС дефицит бюджета Франции не должен превышать 3,0% от ВВП, до 2017 года выполнять это требование часто не удавалось. В 2017 году страна впервые более чем за 10 лет удерживалась в пределах нормы с дефицитом в 2,6% благодаря мерам по сокращению расходов и экономическому росту, превысившему ожидания. На следующий год правительство предсказывало возвращение к дефициту в 2,8% еще до начала протестов, которые, как ожидается, нанесут удар по экономическому росту, и без того замедляющемуся.
«На первой стадии возрастет дефицит бюджета. Мы должны это четко представлять. Это очевидно, это приоритетный вопрос, - заявил во вторник для Radio Classique министр экологии Франсуа де Рюжи. – Мы не говорим, что в долгосрочной перспективе долг не является проблемой. Но первоочередная задача не в том, чтобы обсуждать это с Брюсселем, а - с французским народом».
Экономисты считают, что предпринятые в понедельник меры, по-видимому, продвинут дефицит бюджета на уровень 3,0% - 3,5% от ВВП. Общая сумма накопившейся задолженности Франции может впервые превысить 100% ВВП, что намного больше 60-процентного потолка, установленного ЕС.
Ранее Макрон говорил о своем желании преобразовать и усилить зону единой валюты, настаивая на том, чтобы страны - члены ЕСпридерживались правил. Италия оказалась в особо трудном положении, поскольку ее популистское коалиционное правительство, включающее крайне правую Лигу и оппозиционное «Движение 5 звезд», борются за проведение через Брюссель своего бюджета с высокими расходами. Еврокомиссия в Брюсселе, отвечающая за бюджетную политику ЕС, отвергает эти планы на том основании, что они увеличат и без того высокую задолженность Италии и не обеспечат обещанный рост.
Неспособность Франции соблюдать правила может легко открыть новый фронт в этом споре, поскольку Италия оказывается не единственной, кто их нарушает в попытке сдвинуть с места свою экономику. «Похоже, Рождество досрочно пришло к заместителю премьер-министра Маттео Сальвини и Луиджи ди Майо, которые надеются вынудить ЕС отступить», - комментирует в Лондоне компания CMC Markets.
Решение Макрона раскошелиться повлияет и на то, как его воспринимают другие лидеры ЕС, особенно в Германии, Нидерландах и в скандинавских странах, которые давно добиваются от Франции сдержанности в расходах на общественные нужды. Здравое управление финансами Макрон считает ключом к обретению доверия в Европе, особенно со стороны канцлера Германии Ангелы Меркель.
«Он очень быстро превратился из фаворита в падшего ангела», - прокомментировал Каллум Пикеринг, экономист Беренбергского банка переворот в имидже Макрона, произошедший со времени его избрания в мае 2017. При этом Пикеринг предложил центристу поддержку, утверждая, что подачки президента не означают, что он свернул со своего курса по более широкой программе превращения Франции в лучшее место для бизнеса.
Макрон клятвенно пообещал не восстанавливать дополнительный налог для лиц с высоким доходом, который был отменен им в прошлом году с целью привлечения инвесторов, он будет продолжать снижать налоги на бизнес и вкладывать деньги в обучение на рабочих местах.
«Поскольку он продолжает проводить реформы, способствующие росту, связанные с производством и сбытом, экономика Франции может со временем окрепнуть, несмотря на циклический спад в настоящее время, - считает Пикеринг. - Конечно, сейчас нам приходится наблюдать, как ему не удается провести дополнительные реформы в интересах роста помимо тех, которые он уже осуществил».