Минфин планомерно работает над повышением собираемости налогов в стране. Эта цель стала одной из важнейших во внесенном в Госдуму на рассмотрение проекте закона «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
Кроме того, Минфин продолжает бороться с налогоплательщиками, которые уклоняются от уплаты налогов. Опубликованный министерством документ предусматривает, в том числе, меры по пресечению так называемых схем оптимизации. Минфин давно заявлял о намерении расширить критерии признания граждан налоговыми резидентами. И именно этим он будет официально заниматься в ближайшие три года.
Так, на сегодняшний день налоги не обязаны уплачивать в России граждане, которые не находятся в стране 183 дня. Они имеют возможность делать выплаты в бюджет страны, где проживают постоянно. Теперь Минфин намерен сократить этот срок до 90 дней. Таким образом, если человек провел в России более трех месяцев, он автоматически будет считаться налоговым резидентом. Это, по замыслу министерства, заставит бизнесменов более активно отчитываться об иностранных активах и увеличит объем выплат в бюджет.
Впрочем, министерство пошло гораздо дальше, чем простое сокращение срока пребывания налогоплательщиков за пределами России. Они будут считаться налоговым резидентами при наличии недвижимости, экономических и личных связей в России. Но для того, чтобы смягчить «пилюлю» потенциальным резидентам, Минфин предлагает снизить ставку НДФЛ для нерезидентов до 13% с текущих 30%. Это должно стимулировать состоятельных россиян чаще бывать в России, а для ФНС упростит администрирование налога.
Законопроект Минфина, если он пройдет одобрение в Госдуме, на самом деле дает российским бизнесменам больше возможностей и свободы, заявил «Веку» ведущий аналитик ИК QBF Олег Богданов. По его словам, нужно помнить, что ставка российского НДФЛ одна из самых низких в мире, всего 13%. В Европе, где основное время и проводят наши состоятельные граждане, ставки гораздо выше, там шкала прогрессивная и во многих странах может превышать 50%.
Обсуждение различных «налоговых привязок» человека к тому или иному государству - это мировой тренд, одна из граней деофшоризации мира, констатирует председатель Российского союза налогоплательщиков, первый заместитель председателя комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ Артем Кирьянов. Сегодня все администрации мира ведут борьбу за налогоплательщика, и эта борьба тем жестче, чем больше денег.
В этом плане, прокомментировал Кирьянов «Веку», позиция Минфина не просто вполне адекватна мировой ситуации, но и достаточно мягка по отношению к нерезидентам - выравнивание НДФЛ с 30% до 13% дает возможность тем, кто все-таки не хочет быть налоговым резидентом РФ и проводить в стране 90 дней, продать имущество, заплатив всего 13%.
Но, возражает Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», несмотря на приблизительную сравнимость уровня налоговой нагрузки по отношению к ВВП в России и на Западе, в РФ налоговая нагрузка в очень существенной мере смещена с потребительского сектора (где действует единая ставка подоходного налога в 13%) на сектор производства. И инициатива Минфина снизить ставку НДФЛ для нерезидентов с 30% до 13% означает, что теперь производителям придется платить и за потребителей-нерезидентов.
Правительство заявляет, что снижение НДФЛ для нерезидентов уменьшит стимулы для состоятельных россиян надолго уезжать за границу. Но, обращает внимание эксперт, правительство почему-то не хочет посмотреть, как «отработают» его инициативы по ужесточению условий для признания налогового резидентства, которые инициированы в условиях ужесточения в ЕС и США санкционного давления и налогового контроля в отношении владельцев бизнеса в РФ. «Складывается впечатление, что ужесточение условий – отвлекающий маневр, снижение налогов – то, что реально предлагается в условиях роста спроса на возможность платить налоги в РФ», – заявил Осин «Веку».
Вообще же первое, что необходимо сделать, это развенчать миф о том, что реформа в сфере применения повышенного НДФЛ касается исключительно состоятельных россиян, высказал свое мнение «Веку» аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Это в корне неверно. В соответствии с действующим законодательством по ставке 30% облагаются также доходы иностранных граждан, работающих в России по найму, у физлиц - на основании трудового патента, а это значительная часть трудовых мигрантов, а также высококвалифицированные специалисты, в том числе экспаты, сотрудники организаций, осуществляющие юридическую практику, члены экипажей кораблей под российским флагом, переселенцы, беженцы и т.д.
То есть реформа коснется не только условных олигархов и владельцев счетов и роскошных вилл за рубежом, но даже гастарбайтеров и дауншифтеров, которые живут за рубежом на доходы, получаемые от сдачи в аренду собственного жилья в России. Это на самом деле очень значительные изменения, которые коснутся миллионов россиян и иностранных граждан, получающих доход в РФ.
Как считает Антонов, то, что пробыв 91 день на территории Российской Федерации, физическое лицо получит статус резидента и вне зависимости от гражданства начнет платить налоги в российскую казну, государству, безусловно, выгодно. Поскольку налогооблагаемая база за счет лиц, которые де-факто большую часть времени живут в России, но де-юре остаются нерезидентами, существенно вырастет, опять же это касается всех нерезидентов вне зависимости от уровня их дохода, от олигарха до дворника.
Еще больше привязать к России налогоплательщика призвано и введение критерия центра жизненных интересов. Предполагается, что лицо, владеющее в нашей стране недвижимостью, иным ценным имуществом, значительную часть времени проводящее в России и имеющее здесь семью, может быть признано резидентом просто по факту того, что именно в России находится его пресловутый центр жизненных интересов, поэтому и налоги он должен платить именно здесь.
Если рассуждать о предлагаемых Минфином нововведениях, то все вышеописанное попадает в условную категорию «кнута», но и «пряник» министерство налогоплательщикам тоже предлагает. Условным пряником в данной ситуации является предложение по выравниванию ставки НДФЛ и установлению ее на уровне 13% для всех.
Позволит ли такая мера сгладить углы и нивелировать общий негатив от очередного витка ужесточения налогового законодательства, задается вопросом Антонов. На самом деле вопрос, говорит он, в свете вышесказанного очень спорный, равно как и перспективы влияния этой реформы на темпы оттока капитала из страны.