Как стало известно «Веку», за основу нового плана был взят Минский протокол, подредактированный с учетом резко изменившейся за полгода ситуации на востоке Украины. Разработан он был так срочно из-за обеспокоенности Берлина и Парижа возможными поставками американского оружия на Украину.
В разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным немецкий и французский лидеры намерены, скорее всего, апеллировать к тому, что Москва не заинтересована ни в новых санкциях, ни в американских поставках оружия на Украину.
В первую очередь, для того, чтобы не допустить серьезных поставок оружия из США на Украину, Олланд и Меркель и едут в Москву. Американскую инициативу вооружить украинских силовиков они считают слишком рискованной. Немецкие власти неоднократно заявляли, что поставки оружия на Украину лишь подольют масла в огонь.
Свои предложения по разрешению конфликта они озвучат Путину перед тем, как вице-президент США Джо Байден, видимо, представит свои, более чем агрессивные предложения, на субботней Мюнхенской конференции. Вооружившись этим документом, главы Франции и Германии смогут доказать, что поставки оружия в пылающую Украину не являются необходимыми.
Таким образом, как прокомментировала политолог из Центра политической информации Анна Лунева специально для «Века», общая усталость от неспособности Киева решить ситуацию, милитаризация региона и газовый конфликт с Москвой - все это вместе, безусловно, оказывает влияние на действия Меркель и Олланда.
Столь срочный визит канцлера ФРГ и президента Франции в Москву связан с рядом важных факторов, считает Лунева.
Прежде всего, это резкое обострение обстановки на востоке Украины. Совершенно очевидно. что дальше лицемерно закрывать глаза на жертвы среди мирного населения Донецка у Европы не получается. И лидеры Германии и Франции попробуют организовать если не новый раунд переговоров Путина и Порошенко, то, по крайней мере, предложить свой план. И не исключено, что он будет включать в себя ввод миротворческих сил (от чего Киев до сих пор отказывался). Правда, Москва будет требовать включения своих представителей в контингент в противовес западным странам, иначе сценарий может напомнить сербский, где миротворцы потворствовали албанцам.
«На втором месте - перспективы принятия Вашингтоном без согласования со Старой Европой своего военного бюджета, который предусматривает поставки на Украину вооружений, в том числе летальных (оговорка «оборонительных» здесь уже не сработает), лежат в сфере втягивания Украины в войну на несколько лет. Германия и Франция в этом совершенно не заинтересованы.
Берлин, ввязываясь в подписание Украиной Соглашения об ассоциации и сознательно позволяя своим представителям в структурах Европарламента и Еврокомиссии идти на прямую конфронтацию с Москвой, рассчитывал на получение 50-миллионного рынка сбыта для втортоваров и покупку украинской промышленности за бесценок, как это было в Греции. Эти планы провалились.
Германия не получила никаких дивидендов в отличие от Польши и Прибалтики: те пытаются повысить свой внутриевропейский статус за счет активной антироссийской позиции, продвижения мифа о российской угрозе и, как результат, получить поощрение от Вашингтона и некоторую вероятность создания нескольких рабочих мест на создаваемых военных базах НАТО», - подчеркивает политолог.
Кроме того, по мнению Луневой, антироссийская идея позволила объединить ЕС, повысить статус общеевропейских органов, т.е. снизить влияние стран Европы, настроенных весьма индивидуалистично в своей внешней политике, и повысить влияние той же Польши. Кроме того, нельзя не учесть и высказывания Обамы в поддержку антигерманского тренда в Греции, что для Меркель стало серьезным ударом.
«Таким образом, намерения США вмешиваться в европейскую политику становятся все более очевидными, как и их стремление не позволить разрешить мирными средствами конфликт на востоке Украины.
Что касается французского президента, то, полагаю, он будет вести разговор и о «Мистралях»: в феврале истекает контрактный срок на первый вертолетоносец. Москва обещала после этого подать в суд. По оценкам, сумма компенсации и неустойки может составить от 3 до 10 млрд. евро. Олланду это совершенно не нужно», - подчеркивает политолог.
О санкциях и антисанкциях. Представители и Еврокомиссии, и отдельных стран заявляли о желании начать переговоры об отмене российского эмбарго. Правда, об ответном отказе от санкций речь не шла. Не исключено, что об этом тоже будут говорить. Хотя убытки немецкого и французского бизнеса не столь велики, потеря российского рынка в перспективе обернется большими проблемами, заключает Лунева.