"Сейчас мы ведем переговоры с французскими и британскими коллегами о возможном проведении года Британии и года Франции в России. А сегодня Россия представляет свою культуру в Китае, и одновременно идет русский культурный сезон в Японии", - сказал руководитель Роскультуры. Кроме того, по его словам, удалось, наконец, возродить контакт с Латинской Америкой, в этом году в Бразилии и в Венесуэле уже прошло открытие русского театрального сезона.
Швыдкой упомянул и об открывающемся в пятницу Форуме творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. "Если завтра кто-то захочет убедить коллег в том, что мы должны дружить потому, что у нас был Пушкин, а у них был, условно говоря, Абай, то это будет вполне интеллигентно, вежливо, но почти бессмысленно, потому что это и так все знают, - отметил Швыдкой. - А если мы скажем, что для украинского писателя русский читатель - это очень интересно с точки зрения экономической, а для казахского кинематографиста общий рынок СНГ лучше, чем 9-15-миллионный рынок в Казахстане, то это будет достаточно убедительно".
Швыдкой отметил, что, понимая сегодняшнюю особую миссианскую роль русской литературы, он при этом одним из стимулов культурного контакта склонен считать расширение экономического пространства культуры. Это важно для стран славянского мира, который составляет почти 300 миллионов человек. Кроме того, руководитель Роскультуры призывает не спешить объявлять культуру пятым нацпроектом.
"Что касается того, чтобы создать пятый нацпроект "Культура", то с этим не надо спешить. Мы не можем начинать соответствующий национальный проект, если он коснется только 10% работающих в сфере культуры людей", - заявил Швыдкой в среду в ходе встречи с творческой интеллигенцией в Нижнем Новгороде.
Швыдкой обозначил основные проблемы в этой сфере: повышение зарплаты творческим работникам, которую всем повысить пока не удастся, и нехватка кадров.
"Если в Иркутске и Красноярске мы еще можем собрать полный духовой оркестр, то в Краснодаре этого уже не будет. В театральные вузы конкурс сейчас - 50 человек на место, а раньше он был - 250! На одно из отделений Саратовской консерватории вообще не было конкурса - сколько человек пришло, столько и взяли. Такого никогда же не было", - с сожалением отметил Швыдкой.
Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии считает, что вопрос дальнейшего развития культуры решается не столько в столице, сколько во всех городах России, в системе музыкальных, художественных и других школ.