Михайлов без партнера

С сайта The Moscow Post на днях исчезла опубликованная ранее статья "Михайлов без партнера", где были раскрыты многие секреты крупной пиарщицы Юлианы Слащевой. Мы перепечатываем этот сенсационный материал без изменений.

Президент «Михайлов и партнеры» Юлиана Слащева променяла секреты своих клиентов на британское гражданство. Один из столпов российского рынка PR, президент компании «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» Юлиана Слащева переезжает в Великобританию.

Источник из окружения Слащевой утверждает, что бизнес-вумен получила Indefinite leave to remain – право постоянного проживания на территории Соединенного Королевства. По британскому законодательству, обладатель ILR через год после его получения может подать документы на гражданство Великобритании.

Бегство Слащевой на Запад станет неожиданностью для большинства клиентов «Михайлов и партнеры» - крупных финансово-промышленных и госкорпораций, органов власти и отдельных чиновников федерального уровня. По долгу службы, глава PR-агентства, входящего в пятерку лидеров рынка, в курсе тех корпоративных событий, которые предприниматели обычно скрывают от широкой общественности. Иначе говоря, г-жа Слащева лучше любого KPMG или Deloitte&Touche может рассказать, как в действительности идут дела в Onexim group, «Ренове» и «Газпроме». Также президент «МиП» имеет доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – как руководитель компании, чьими услугами пользуются «Алроса», «Роснано», ВТБ, «Сколково», московское правительство и Пенсионный фонд РФ. Государственные секреты России вызывают у западных спецслужб живейший интерес, и багаж знаний г-жи Слащевой в этом смысле, к примеру, для MI6 был бы бесценным приобретением.

Реклама на веке

Такая «утечка» тем более опасна в переходный период российской экономики. Руководство страны делает ставку на инновационное развитие, поэтому предметом торга с западными спецслужбами сегодня становится не только информация о нефтегазовых месторождениях или военные ноу-хау. Отечественные нанотехнологии, IT-решения, инновации в системе государственного управления – все это высоколиквидный товар, и за него можно с легкостью получить тот же ILR. Юлиана Слащева, конечно, в теме иннотренда – ее экс-супруг Андрей Трапезников, бывший вице-президент РАО ЕЭС, занимает должность корпоративного директора в госкорпорации «Роснано». Поэтому ей хорошо знакомы многие секретные подробности деятельности как первой, так и второй структуры. Менее удачливые участники рынка PR связывают с этим замужеством успех «Михайлов и партнеры» у РАО и «Роснано», которые никогда не скупились на «информационные» бюджеты.

Считается, что по такой же схеме компания Слащевой работает с РЖД. Основатель «Михайлов и партнеры», Сергей Михайлов, нынешний муж Юлианы, в 2004 году занял должность советника президента и члена правления «Российских железных дорог», а два года спустя возглавил в транспортной монополии департамент корпоративных коммуникаций. Чуть позже Слащева вышла замуж за Михайлова, который, по сути, является госслужащим, чей статус предполагает допуск к государственной тайне. Интересно, знает ли чиновник, что его вторая половина уже практически перебралась в Лондон или это станет большим сюрпризом как для Михайлова, так и для Владимира Якунина, управляющего крайне закрытой, имеющей для безопасности государства стратегическое значение, структурой?

Президент «Михайлов и партнеры» начала свою карьеру в PR в американской компании Quasar Communications. В 1994 году впервые пришла в «МиП», где стартовав с позиции менеджера, за несколько лет выросла до партнера. В 2004 году Слащева работала в качестве консультанта по созданию бизнеса на иностранную BBDO Group, год спустя вернулась в «Михайлов и партнеры». Сейчас это PR-агентство представляет собой структуру с англо-американским типом корпоративного управления, а в ее штате значатся западные специалисты. Так, международным департаментом агентства руководит Эллен Пинчук, до этого работавшая в Bloomberg. Сотрудники «Михайлов и партнеры» не скрывают, что Эллен имеет тесные контакты в Америке: в Сенате, Белом доме и даже ЦРУ, а бывших разведчиков, как известно, не бывает. Именно она отвечала за коммуникационную стратегию продвижения в политическом и бизнес-сообществе США сделки Михаила Прохорова по покупке баскетбольного клуба New Jersey Nets.

О Слащевой лично сдержанно, но позитивно, пишет европейская пресса. «В Великобритании или США женщину-специалиста по PR, особенно если она работает с корпоративными клиентами, обычно видно по тому, как она шагает с планшетами и раздает приказы направо и налево. Слащева много лет и сама использовала этот стиль работы…», - рассказывает про главу «Михайлов и партнеры», занимающуюся в основном улучшением имиджа российского бизнеса за рубежом, британский The Observer.

Вот такой, звездно-полосатый, складывается пазл, и он, ко всему прочему, объясняет, почему своего второго ребенка бизнес-вумен родила в Штатах. Американский закон гласит: лицо, родившееся на территории США, автоматически получает гражданство этой страны.

Все это говорит о том, что Слащева не видит в России будущего ни для себя, ни для своих детей.

Данное обстоятельство должно насторожить немалое количество высокопоставленных чиновников, в частности, замруководителя Администрации президента Алексея Громова, который курирует информационную работу в рамках подготовки и проведения Олимпиады-2014 в Сочи. PR-сопровождение Игр обеспечивает «Михайлов и партнеры» - агентство плотно сотрудничает с президентом оргкомитета Олимпиады Дмитрием Чернышенко. Сочи-2014 – это проект государственного масштаба, имеющий сегодня первостепенную значимость. И одну из важнейших его составляющих – информационную – определяет человек, готовый в любой момент исчезнуть на просторах туманного Альбиона…

Методы борьбы с заказными информационными вбросами от Юлианы Слащевой Консультируя клиентов, нам, в последнее время, все реже и реже приходится сталкиваться с ситуацией, когда про Клиента публикуется полностью выдуманная или сфабрикованная компрометирующая его информация в печатных или интернет СМИ. Я имею в виду материалы, в которых отдельные выдернутые из контекста факты обильно сдабриваются откровенной ложью и «притянутыми за уши» домыслами и предположениями. Материалы, которые никогда не имеют автора и содержат «якобы ссылки» на такие же безымянные источники с рынка, из окружения, из компании…

Уменьшение числа таких ситуаций говорит об общем оздоровлении российского информационного поля, и это нас очень радует. Радует, что средства массовой информации в большинстве своем брезгуют подобными «откровениями». Радует, что чиновники и менеджеры, для доставки на столы которых эти материалы и фабрикуются, все чаще понимают заказной характер этих посланий и отправляют их в корзину. Наконец, нас очень радует, что подобные услуги все меньше востребованы бизнесом, что профессиональные игроки на нашем рынке отказываются принимать подобные заказы даже за очень большие деньги, что рейтинг ресурсов для фабрикации и распространения компромата неуклонно падает.

Однако процесс оздоровления еще далеко не завершен. Я на днях почувствовала это на личном примере, узнав много нового о себе из материала «Михайлов без партнера», размещенного на нескольких Интернет-ресурсах. Признаться, для меня было большим откровением узнать, что я, оказывается, получаю право постоянного проживания на территории Великобритании, владею огромным количеством корпоративных и государственных секретов и собираюсь продавать эти секреты то ли MI6, то ли ЦРУ, то ли Массаду, то ли парагвайской разведке. Обо всем этом в своем материале, видимо, из патриотизма и с целью защиты интересов российского государства и российского бизнеса, поведал таинственный аноним из моего окружения. Сплошные глупости и нелепицы, конечно: но если такие ситуации все-таки еще возникают, то в них может оказаться любой из наших нынешних или потенциальных клиентов. И сейчас я, как специалист в области коммуникаций, хочу разобрать на собственном примере алгоритм возможного реагирования на подобные «вбросы» и обсудить возможность и необходимость противодействия им.

Пункт первый. Необходимо сразу же попытаться разобраться в том, кому это может быть выгодно, кто и с какой целью решил потратить деньги и время для фабрикации такого рода «сведений». В моем случае я абсолютно убеждена, что весь этот анекдот никаким образом не связан с делами наших клиентов, что вряд ли таким образом кто-то хочет нанести удар по ним. Это глупо и неэффективно, как говорится «замах на рубль, а удар на копейку». Значит, остается всего два варианта: личная обида или атака конкурентов. В версию личной обиды я не очень верю, так как, в таком случае, все, наверняка, ограничилось бы разовой публикацией. А вот возможность того, что мы кому-то из конкурентов перешли дорогу, выиграв или ПОЧТИ выиграв какой-то крупный тендер, гораздо больше похожа на правду. Число таких случаев, даже для большого Агентства, можно пересчитать по пальцам одной руки. И я, почему-то, верю, что этим не будут заниматься ближайшие конкуренты – лидеры рынка, ведь подобные междоусобные атаки могут стоить им репутации.

Остаются небольшие компании, работающие с отдельными органами государственной власти или госкомпаниями. Материал написан так, чтобы положить его на столы высших руководителей именно в этих организациях и, таким образом, попытаться выбить нас из конкурентной борьбы. Возможно, это дело рук небольшой кэптивной компании, связанной с кем-то из бывших или существующих советников или сотрудников этих организаций, о существовании которой, рынок ничего не знает. Итак, таким вот нехитрым образом, у нас получился крайне узкий круг для дальнейшего анализа ситуации, правда, теперь уже службой безопасности. Пункт второй. Нужно спрогнозировать возможный репутационный ущерб – свой личный и для всего бизнеса. И, в зависимости от этого, принять решение о любых публичных действиях и вступить в переговоры с изданием, опубликовавшим материал . В случае с Интернетом, мы скорее можем говорить о том, чтобы убедить СМИ, распространившее информацию, в ее недостоверности, а также в неизбежности судов и прочих малоприятных для них законных процедур. В моей ситуации, именно таким образом, нам удалось убедить редакцию интернет-издания «The Moscow Post» убрать эту редкую, по своей глупости, статью. На этом, к слову, заканчивается большинство компрометирующих кампаний, вызванных личной обидой. Для их продолжения часто не хватает ни градуса личной обиды, ни финансовых средств. В моем случае, возможный ущерб бизнесу «Михайлов и Партнеры» был связан с попаданием этого материала в ежедневные мониторинги СМИ (именно поэтому в тексте перечисляются все или почти все крупные компании России и упоминается очень уважаемый мной Алексей Алексеевич Громов – так легче технически попасть в ежедневные справки) и далее – на столы руководителей, или конкретного руководителя. Причем, в данном случае – руками самих организаторов этой самой «заказухи». И, на следующий день после того, как материал обо мне был снят одной рассудительной редакцией, он сразу же появился на других схожих ресурсах. Вот только теперь у горе-заказчиков статьи больше не будет возможности говорить о «фактах, которые вскрылись в результате независимого журналистского расследования». Представить себе, что тиражирование идиотских слухов обо мне в одном и том же изложении происходит в силу бескорыстного репортерского интереса после «воскрешения» публикации уже просто невозможно. А значит, общая эффективность исполнения «заказа» близится к нулю.

И здесь вот вступает в силу пункт третий. Всегда нужно отвечать. Вопрос только, в какой форме, кому и где. Важно правильно выбрать ФОРМУ, так как оправдываться нельзя точно. Мы, обычно рекомендуем клиентам найти свой мотив для асимметричного ответа. Я, например, здесь и сейчас, поставила себе целью описать технологию работы с подобными ситуациями на собственном примере. КОМУ – ни в коем случае не автору анонимки или организатору кампании. Собака лает – караван идет. А тем, на кого эта самая кампания направлена – клиентам и партнерам. И обязательно своим коллегам, ведь публикация затрагивает репутацию вашей компании, а значит и их персональную репутацию. И наконец, ГДЕ – здесь, главное, не допустить распространенную ошибку, не стоит «палить из всех орудий». Ведь, даже если, как я уже говорила, весь сыр-бор затевается исключительно для того, чтобы положить выдержки из текста на несколько нужных столов, его организаторы будут просто счастливы увеличению тиража их гнусности. Поэтому отвечать лучше открыто, ничего не страшась, растолковывая прямо на вашем сайте или в вашем личном блоге абсурдность и нелепость «заказанного».

И, наконец, пункт четвертый. Весьма и весьма важный. Да, кто-то (это обязательно вскоре выяснится) полил вас грязью, но впадать в панику не стоит. Не нужно специально звонить клиентам и партнерам, у них есть много куда более важных дел. Необходимо лишь быть готовым терпеливо отвечать на их вопросы относительно «недавних слухов», если они вдруг у кого-то возникнут. Я к этому готова, даже если придется делать это сегодня, в мой день рождения. Мой номер телефона известен, так что милости прошу - и с поздравлениями и с любыми вопросами. В конце, на всякий случай, все-таки несколько фактов от первоисточника: я в Москве, недавно вышла из декретного отпуска, никуда эмигрировать не собираюсь, в Лондоне, Париже и других любимых городах Европы не была уже больше года в связи с режимом кормления ребенка, у которого, кстати, вполне российский паспорт. С такими уважаемыми компаниями, как Газпром, Алроса, Ренова и Оргкомитет Сочи-2014, «Михайлов и Партнеры», к нашему профессиональному сожалению, сейчас не работает. Но готовы начать в любой момент, подписав, конечно, традиционное для любых консультантов соглашение о конфиденциальности ;) !

Желаю всем вам успехов в бизнесе и в нелегком деле защиты собственной деловой репутации.

С уважением, Юлиана Слащева

Реклама на веке
Креатив и индифферентность Украинские Корлеоне и российские «патроны»