В пятницу, 16 мая, в Сочи прошли крупномасштабные учения местного ОМОНа, одной из главных целей которых была отработка действий против попыток терактов на олимпийских объектах. В тот же день полномочным представителем Президента в ЮФО был назначен Владимир Устинов, традиционно считающийся выходцем из среды «путинских силовиков». Едва ли не основной задачей, поставленной перед новым полпредом руководителем АП Сергеем Нарышкиным, была подготовка к Олимпиаде. Пришествие Устинова в регион ознаменовалось поимкой грузинского шпиона чеченского происхождения, которому, по данных российских спецслужб, среди прочего, было поручено налаживать денежные контакты с обнищавшими сочинскими гаишниками – якобы для беспрепятственного передвижения боевиков по территории ЮФО. На этом фоне как-то незаметно прошла историческая встреча краснодарского губернатора Ткачёва с президентом непризнанной республики Абхазия Багапшем. Стороны договорились о поставках на олимпийскую стройку абхазских песка и щебня.
Все эти, на первый взгляд слабо связанные между собой события, являются довольно показательными шагами российских властей, рассчитанными прежде всего на то, чтобы показать мировому сообществу: Россия к Олимпийским играм готова, и проведёт их, несмотря ни на что.
Демонстрация готовности защитить игры всеми имеющими средствами, в том числе военно-полицейскими методами - это не только стремление успокоить Международный олимпийский комитет, внимательно следящий за развитием грузино-абхазского противостояния. Это еще и повод для проекции силы с тем, чтобы охладить отдельные “горячие головы”, стремящиеся использовать любые поводы для дестабилизации ситуации в регионе.
В последнее время ни для кого не является секретом тот факт, что большая олимпийская тема стала объектом для многочисленных политических спекуляций и попыток манипулирования со стороны различных государств и корпораций. Примером этого могут служить и уже подзабытые бойкоты олимпиады во времена “холодной” войны, и ситуация вокруг Олимпийских игр в Пекине, ставшая модной темой для давления на Китай по Тибетскому вопросу. Перефразируя классика, можно сказать, что сегодня олимпийское движение “страшно далеко” от тех идеалов гуманизма и честной конкуренции, которые были заложены древними греками и незабвенным французским бароном Пьером де Кубертеном - основателем современного олимпизма.
Зимняя Олимпиада 2014 года, ставшая крупным внешнеполитическим успехом России и фактом признания ее растущего международного авторитета, изначально не вызвала у многих однозначно позитивной реакции, став фактором раздражения не только у городов-конкурентов Сочи, но и у многих внешних и внутренних “доброжелателей” России. Так, еще задолго до своего начала Олимпиада стала весомым политическим фактором, определяющим политику страны не только в регионе Северного Кавказа, но и всего Кавказа и Закавказья. Очередное обострение отношений с Грузией - это очевидное проявление не только Косовского синдрома, изменившего принципиальные основы мировой политики и готового в любой момент проявиться в нестабильных регионах планеты. Проведение важнейшего международного мероприятия в непосредственной близости к региону потенциального конфликта ставит перед российской внешней политикой принципиальные задачи по окончательному урегулированию всех спорных вопросов.
Абхазия, ставшая “камнем преткновения” в отношениях между Россией и Грузией, получила в виде Олимпиады в Сочи прекрасный повод для дальнейшего углубления экономических отношений с Россией, всеми способами показывая политические перспективы такой интеграции. Прошедший на неделе абхазско-краснодарский саммит и переговоры президента Багапша и губернатора Ткачева - это не только обсуждение вопросов о поставке абхазских стройматериалов для олимпийского строительства и использования аэродрома Сухуми как запасного для аэропорта “Адлер”. Юридически эти отношения еще укладываются в рамки приграничного регионального сотрудничества, но фактически это не более чем координация социально-экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Но если население непризнанной республики и составляет 80% российских граждан, а политика давно ориентирована на Москву, то с точки зрения международного сообщества Абхазия по-прежнему является составной частью суверенной Грузии. Явное противоречие фактического и юридического статуса официального Сухуми порождает внутренний конфликт, дальнейшая неразрешенность которого может сказаться и на олимпийских перспективах Сочи. Несмотря на несомненные гарантии России, МОК может не захотеть проводить игры в непосредственной близости к зоне вооруженного противостояния. То, что Саакашвили готов пойти на такой вид разрешения абхазского конфликта, ни у кого, по крайней мере, не вызывает ни малейшего сомнения.
Так что задержание российскими спецслужбами очередного грузинского шпиона - лишь звено в большой игре, идущей на Кавказе. Таким же ее эпизодом можно считать и прошлогоднее заявление рупора чеченских боевиков, сайта «Кавказ-Центр», по случаю выбора Сочи местом проведения Олимпиады-2014 пообещавшего всем возможность услышать возгласы “Аллах Акбар!” с крыш Олимпийских объектов.
Не вызывает сомнение готовность России обеспечить необходимый уровень безопасности проведения Игр, вызывает сомнение другое. Насколько готовы стороны - участницы большой геополитической игры, в центре которой оказался Сочи, умерить свои амбиции ради глобального праздника мира и спорта. Древние греки останавливали на время проведения игр войны по всей Элладе. Сочинские игры - отличный повод вернуться к этой традиции.