Монастырское правило

Современная система воспитания подростков столкнулась с давней православной традицией. Так можно обозначить скандал, который разразился вокруг Свято-Боголюбского женского епархиального монастыря.

Надобно или не надобно применять жесткие методы образования провинившимся ученикам, сейчас этот вопрос обсуждается педагогической общественностью. Напомним в связи с этим, что герой Владимира Высоцкого в фильме «Как царь Петр Арапа женил» Ибрагим утверждал, что надобно. Однако, нынешняя гуманная педагогика, а также ворох международных правовых актов категорически запрещают всякое насилие над подростками.

Гуманистические методы педагогики, наверное, не были знакомы педагогам в рясах, которые просвещали сирот в Свято-Боголюбском женском епархиальном монастыре.

Отдел внутренних дел по Суздальскому району Владимирской области возбудил уголовное дело по ч.2 ст.117 Уголовного кодекса РФ (истязание). Об этом в четверг сообщили в управлении взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ. Ранее сообщалось, что в целях обеспечения полной и объективной проверки доводов заявителей и выяснения всех обстоятельств следственными органами возбуждено уголовное дело по п. «д» ч.2 ст.127 Уголовного кодекса РФ (незаконное лишение свободы).

Реклама на веке

Установлено, что год назад из приюта при указанном монастыре все несовершеннолетние – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, были переведены в государственные образовательные учреждения области. Несколько человек, проживавших на территории монастыря с родителями, были зачислены в епархиальную школу-пансион для дальнейшего обучения. Однако, в октябре текущего года в органы прокуратуры поступили обращения несовершеннолетних о применении в монастыре насилия к детям.

В Генпрокуратуре отметили, что 6 октября 2010 года Архиепископ Владимирский и Суздальскийм Евлогий издал распоряжение, исключающее проживание в монастыре родителей с детьми. В настоящее время проверка, организованная прокуратурой области, не завершена, уточняются условия, в которых дети ранее проживали в монастыре, сообщает РБК.

Изначально следователи сомневались в том, что воспитанники монастыря, рассказывая о воспитательной системе, которую к ним применяли, соответствует действительности. Уж слишком дико звучат слова о том, что детей закрывали в холодных помещениях, кормили одной водой и сухарями, заставляли много работать на сельскохозяйственных угодьях монастыря, а также об избиениях сирот монашками.

«Дети, ранее проживавшие в монастыре, рассказали об истязаниях, которые над ними учиняли воспитатели в приюте: многочисленные поклоны в качестве наказания, работа на поле с 3 часов утра до 22 часов вечера с получасовыми перерывами на завтрак и обед, помещение в затвор на 2-м этаже коровника, лишение еды (вода и сухари в течение 16 дней подряд), избиение ремнем, чтение вслух псалтыря до 2 часов ночи (при том, что подъем в 5.30 утра)», - говорится в сообщении пресс-службы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

Примечательно, что устав всех без исключения православных монастырей устанавливает четкое расписание дня - побудка в 5:30 (это даже послабление на целых полчаса), обеды по 30 минут и повинность на молебнах.

Валентина Перова, ставшая первой, кто рассказал о жестокостях и несправедливостях, творящихся в стенах приюта, сообщила «Интерфаксу» об обещаниях, которые давали воспитанникам монастыря.

«Нам говорили, что кто-то из мальчиков обязательно станет русским царем», - рассказала Перова, одна из бывших воспитанниц приюта. При этом, по ее словам, «девочкам строго запрещали даже смотреть на мальчиков». Любые попытки общения с противоположным полом, даже ответ на вопрос или приветствие, воспитатели называли «скверной» и наказывали за это девочек.

Секретарь Владимиро-Суздальской епархии отец Иннокентий уверен, что сбежавшие воспитанницы в своих заявлениях в правоохранительные органы указали стандартный набор «монастырских ужасов», которые правильнее называть местными легендами, существующими в любой обители.

Он пояснил, что через несколько дней после побега девочки уехали со своими матерями в Бугульму и Воронеж - по месту постоянного проживания. Перед этим они написали в правоохранительные органы новые заявления, в которых просили не проводить проверку.

По его словам, в этих заявлениях девочки указали, что они не хотели возвращаться в монастырь, а планировали продолжить учебу в институте; работа, которую выполняли подростки, была необременительной, а молитвенные труды предусмотрены уставом монастыря.

Кроме того, как сообщает «РИА «Новости», отец Иннокентий заявил, что после побега воспитанниц владыка Евлогий встретился с руководством монастыря. Они на Евангелии поклялись, что описанные бывшими воспитанницами «ужасы монастырской жизни» не соответствуют действительности. Не верить им, оснований нет.

Монастырские правила достаточно жесткие, а требования их исполнения категоричные. Однако то, что выяснилось в ходе следствия, удивило даже ортодоксов в православии.

Так, в пресс-службе Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина поведали о несовершеннолетнем Степане Вусе, который находился в приюте два года. «Во время пребывания в монастыре мальчики занимались основами рукопашного боя и выживанием в экстремальных ситуациях. Воспитатель Осипов бил их в грудь, заставлял находиться в упоре лежа полчаса, приседать по многу раз, давал до тысячи поклонов в день», - отмечается в сообщении, подготовленном на основе его слов. В свете информации о том, к какой миссии готовили детей, становится более очевидным, для чего необходимо было прибегать к такой строгости.

Физическое воспитание молодых людей в чертогах религиозного заведения шло рука об руку с взращиванием в них воинственного духа. К ним даже приезжал клирик Грузинской церкви, известный своей борьбой с ИНН, отец Рафаил (Берестов), которого их тренировки «порадовали». Он предсказывал монастырским обитателям мировую войну, но уточнил, что «бояться не надо», потому что, несмотря на то, что «у нас нет еще самолетов и ракет, ангелы будут сбивать вражеские ракеты и самолеты, и враг сразу увидит силу молитвы». «Последнее время им стали приводить в пример ваххабитов как людей тоже близких, потому что они борются против мирового сионизма, против глобализма, люди решительные и мужественные. Большое внимание уделяли рукопашному бою и другим моментам», - сказал благочинный Суздальского округа Владимирской епархии священник Виталий Рысев агентству «Интерфакс».

Детям даже показывали фильмы про чеченских боевиков. При этом сам Рысев демонстрируемых фильмов, по его же словам, не видел, но, по собственному признанию, понимает, что «такое воспитание осуществляется, они в этом плане очень много работали». Он же сравнил происходящее в Свято-Боголюбском монастыре с действиями, происходящими внутри сект: они практикуют лишение собственности, лишение документов, изоляцию от общества и от всех средств массовой информации, обработку средствами НЛП (нейролингвистического программирования) и постоянное лишение сна. «В таком состоянии человек легко внушаем. Но они («боголюбовцы») формально пока являются частью Православной церкви», - заметил священник. По его данным, восемь девочек до сих пор находятся в боголюбовских скитах «без надлежащего образования, где проводятся те же самые опыты по их религиозному воспитанию».

Любопытно, что духовник монастыря, архимандрит Петр (Кучер), призывавший своих духовных чад отказываться от паспортов, и монахини, занимающие в обители ключевые позиции, сами при этом имеют все необходимые государственные документы граждан России.

«Вот такое странное разделение: ты погибнешь (если будешь иметь паспорт), а вот руководство монастыря не боится погибнуть и имеет эти документы», - заметил собеседник «Интерфакса».

Напомним, что бывший епископ Анадырский и Чукотский Диомид, выступавший против использования православными людьми российских паспортов, в свое время признался, что он, как раз, имеет современный российский паспорт. «Я же в погранзоне живу! Здесь без паспорта ни шагу не сделаешь – тебя арестуют и в каталажку посадят», - пояснил епископ. При этом, по словам архимандрита Петра, «тысячам людей, которые являются адептами этой группировки, запрещено даже помышлять о документах».

Представитель пресс-службы УВД по Владимирской области во вторник сообщил РИА «Новости», что 4 октября этого года две несовершеннолетние, жившие в Свято-Боголюбской обители, написали заявление в Суздальский райотдел милиции, в котором обвинили своих матерей в том, что они ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию и обучению.

«Девочки сообщили, что жили вместе с матерями в Свято-Боголюбском монастыре, но сбежали, так как родительницы заставляли их работать вместо занятий в школе», - рассказал собеседник агентства.

По его словам, на родителей девочек были составлены административные протоколы по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Санкцией статьи предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Старший помощник руководителя Следственного управления по Владимирской области Ирина Минина сообщила РИА «Новости», что региональное ведомство проводит две доследственные проверки. Одну – по заявлениям бывших воспитанниц монастыря, 16-летней и 17-летней девушек, о незаконном удержании их на территории обители. Вторую – по размещенным в СМИ материалам. В том числе проверяется заявление одной из бывших воспитанниц о том, что в скитах вокруг монастыря могут находиться не менее 10 детей, а также сообщение о том, что одного из подростков насильственным путем увезли на территорию монастыря.

Минина отметила, что архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий в январе и октябре этого года дважды выпустил распоряжения не принимать детей в Свято-Боголюбский монастырь. После этого большая часть воспитанников была переведена из обители в епархиальную школу-пансион в Суздальском районе.

«Мы остаемся при своем мнении: монастырские приюты нужны, однако права детей, находящихся в них, должны соблюдаться в полной мере. Нужно установить статус и особенности пребывания детей в монастырских (церковных) приютах и обеспечить равенство прав несовершеннолетних по основным вопросам жизнеобеспечения», - отметила собеседница агентства Ирина Минина, сообщившая, что окончательные результаты прокурорской проверки будут готовы в ноябре.

Прокуратура региона также проводит проверку возможного нарушения прав несовершеннолетних, сообщила РИА «Новости» старший помощник облпрокурора Анна Сенькова. Ее результаты также будут готовы в ноябре, сообщает РИА «Новости».

Реклама на веке
«Наши» поддержали отставку Митволя Из хулиганских побуждений