Мост от Малаховки до Парижа

Как известно, Лев Толстой, в отличие от Даниила Хармса, очень любил детей. И Ленин тоже. Ленин и дети - так называлась любимейшая тема советских художников разных поколений.

Работая над полотнами, фиксировавшими симпатии вождя мирового пролетариата к подрастающему поколению строителей коммунизма, можно было сосредоточиться, например, на лирических пейзажах, виднеющихся на заднем плане, или умильных детских физиономиях. Теперь к этой художественной мифологии добавляется миф Шагал и дети. В московской галерее Улей открылась выставка детских рисунков 1919-1921 годов, по преданию, выполненных под руководством самого Марка Шагала.

В 1919 году Марк Захарович находился в родном Витебске. В конце января там открылось Народное художественное училище, а в апреле художник был назначен его заведующим, продолжая при этом исполнять обязанности губернского уполномоченного по делам искусств. В сентябре на фоне конфликта в педагогическом коллективе, из-за которого художник вознамерился покинуть город, общее собрание учащихся выразило Шагалу-руководителю свое полное и безусловное доверие и пообещало поддержку во всех действиях и начинаниях. В 1920-м художник и педагог все-таки переехал в Москву. Почти весь 1921 год Шагал прожил в подмосковной Малаховке, где в числе прочих творческих занятий преподавал в еврейской трудовой школе-колонии III Интернационал. По инициативе Анатолия Луначарского она была организована еще в 1919-м и объединяла около ста детей в возрасте от восьми до шестнадцати лет, которые были вынуждены покинуть Украину накануне погромов.

Преподавание в Малаховке велось на идише, что косвенно позволило атрибутировать двадцать три детских рисунка, снабженных письменными комментариями малолетних авторов. Так или иначе коллекция рисунков еврейских детей первых послереволюционных лет сохранилась в доме кинорежиссера Григория Рошаля, а для выставки была предоставлена его внуком, художником Михаилом Федоровым-Рошалем. Вряд ли стоит так уж всерьез говорить о безусловной художественной ценности представленных экспонатов. Скорее зрителям предложено пронзительное свидетельство времени - документы, созданные на стыке исторических эпох и укладов жизни. Многие рисунки отмечены национальным колоритом. На иллюстрации к рассказу Шолом-Алейхема Ножик изображена и письменно прокомментирована сцена, когда ребе спрашивает одного из учеников, как называют того, кто совершает кражу из копилки для жертвоприношений. Другие сюжеты - В синагоге жарко, Сегодня Пурим, и мне весело, У портного. Девятилетний Ешуа изобразил еврея, который тащит в двух мешках дешево купленный товар, а встреченная им женщина живо интересуется, откуда именно. Ответ дает автор рисунка: на заднем плане изображена мельница, где продают так дешево.

Реклама на веке

Первоначально галерея Улей планировала заниматься исключительно показом произведений русских французов - художников, в начале ХХ века перекинувших мостик между российской и парижской художественной культурой. Однако попытки жесткой галерейной специализации сегодня если и не вовсе обречены, то неизменно приходят к размыванию заявленных тематических границ: в частных руках находится недостаточно изобразительного материала. В этот раз мостик от Малаховки до Парижа пришлось перебрасывать через Шагала и беспризорников. Устроители выставки пока не настаивают на безусловной принадлежности детских рисунков к школе Шагала - скорее с их помощью просто моделируют одну из страниц его биографии. Но надежда на более уверенную атрибуцию остается: выставка Беспризорники - ученики Шагала будет открыта до 19 мая, а возобновит работу с 1 июня - уже после того как специалисты выскажут свое мнение по поводу происхождения экспонатов.

Реклама на веке
Ноги на луне, голова среди звезд… Пелешян. Кино. Жизнь