Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022) - часть 1

Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022) - часть 1
Фото: https://russia-rating.ru/
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают март-апрель 2022 года.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Реклама на веке

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел ДАНИЛИН

Директор центра политического анализа

В условиях марта-апреля на губернаторов легла новая серьёзная ноша — перестройка промышленности регионов в условиях введённых недружественными странами санкций. В особом положении оказались приграничные регионы России на западе — Белгородская, Курская и Брянская области, отчасти – Ростов-на-Дону и Воронеж.

Можно отметить в этом контексте губернатора Белгородчины Вячеслава Гладкова. В области были прямо зафиксированы обстрелы со стороны ВСУ, прямая агрессия Украины против мирного населения области. Это накладывает особую ответственность на губернатора. Гладков проявил себя с лучшей стороны: регулярно отчитывается перед населением, занимается ликвидацией последствий обстрелов. Политика областного руководства и Гладкова лично в условиях повышенной ответственности отразилась на рейтинге главы региона, который за прошедший период вырос.

Из промышленных регионов, по которым жёстко ударили санкции, стоит отметить Ямал. Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов ещё в декабре прошлого года, до введения санкций Запада, призывал при освоении новых месторождений (а для Ямала добыча газа — основной вид деятельности) максимально использовать отечественное оборудование. Теперь настало время реализовать эти планы на практике. Правительство Ямала уже в начале марта приняло ряд мер по поддержке экономики региона. Для предпринимателей, работающих во всех отраслях, до 1 сентября 2022 года введена отсрочка по налоговым и авансовым платежам для специальных налоговых режимов, включая УСН, ЕСХН и патентную систему налогообложения. Кроме того, на 1 сентября переносится срок внесения авансовых платежей по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам для организаций, включённых в реестр МСП. Меры были введены после совещаний с предпринимательским сообществом, практика оперативных совещаний с бизнесом была позже продолжена. Кроме того, для предпринимателей округа будет действовать отсрочка на три месяца по всем текущим займам в агентстве «Мой бизнес» с возможностью продления её до полугода. Это позволит сохранить средства на операционную деятельность. До 1 июня процентная ставка на заем агентства «Мой бизнес» зафиксирована на уровне 9,5% годовых. Средства можно вложить в приобретение и ремонт оборудования, доставку товаров и материалов, а также иные затраты на ведение деятельности. Начинающие предприниматели и самозанятые смогут получить заемные средства на поддержание своих бизнес-проектов по ставке от 3% годовых. Эти меры поддержки бизнеса в целом должны хорошо отразиться на экономике региона и социально-экономическом самочувствии граждан. Следует отметить, что меры были принято максимально оперативно после введения уже первых пакетов европейских санкций.

В качестве примера оперативной реакции на западные санкции можно отметить и пример Нижегородской области и губернатора Глеба Никитина. Для постоянного мониторинга социально-экономической ситуации и обеспечения оперативного взаимодействие с предприятиями для выработки соответствующих мер поддержки в Нижегородской области уже в начале марта был создан координационный штаб по предотвращению негативных явлений в экономике и соцсфере. Основными проблемами для предприятий стали разрывы производственных цепочек, нарушения в логистике, поставках сырья и комплектующих, а также рост себестоимости строительства и отказ иностранных контрагентов от сотрудничества. Оперативно была начата работа по формированию перечня комплектующих и оборудования импортного производства, которое необходимо замещать. На март месяц он включал порядка 850 позиций. Сейчас налаживается оперативный контакт с промышленниками, способными производить аналоги. Губернатор также предложил ввести полугодовой мораторий по выплатам кредитов, взятых предприятиями на закупку импортного оборудования, которое сейчас не может быть поставлено. Кроме того, 150 млн рублей было выделено из бюджета Нижегородской области на региональную программу льготного кредитования сельхозпроизводителей и переработчиков.

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ

Генеральный директор Института региональных проблем

Понятно, что текущая ситуация увеличивает вызовы, которые стоят перед страной в целом и перед руководителями всех субъектов Федерации в частности.

Понятно, что в регионах для решения новых проблем гораздо меньше возможностей, чем на федеральном уровне. Поэтому резко возрастают требования к квалификации управления. Не конкретно к губернаторам, а ко всей системе – глава региона за каждую лампочку отвечать не в состоянии. Но он подбирает людей, организует работу, и в конечном счёте сейчас происходит проверка качества нашего губернаторского корпуса, потому что кризис – это всегда проверка системы. Пока губернаторы в среднем эту проверку проходят нормально. Хотя не все наблюдатели констатируют высокое качество работы региональных руководителей.

При этом кризис ещё не дошёл до пика: не иссякли запасы товаров, работают старые связи. Что будет дальше – покажет время.

Опасения вызывают снижение уровня жизни, возможная (пока возможная) безработица, давление на региональную экономику. Понятно, что воздействие идёт на экономику страны в целом, в первую очередь, на импортно-экспортные отрасли, и тут важно, что происходит в регионах. И это касается не только приграничных субъектов и территорий, а всех республик, краёв и областей. Выстраивание новых логистических цепочек для экономики, поддержание уровня жизни населения, недопущение роста безработицы – перед губернаторами стоят, в общем-то, те же проблемы, что и ранее, но существующая вероятность ухудшения сценария накладывает на глав субъектов особую ответственность.

Павел САЛИН

Политолог

Практически все актуальные для губернаторского корпуса сюжеты в рассматриваемый период либо прямо касались, либо преломлялись через призму происходящего на Украине. По сложившейся традиции вопросом номер один каждую весну (и каждую осень) для большинства губернаторов были его перспективы в свете Единого дня голосования, поскольку именно на март и начало апреля приходился пик пресловутого «губернаторопада». В 2020 и 2021 годах эта традиция подверглась значительной эрозии, а в текущем году заговорили об отмене сложившихся в 2010-е годы практик.

В СМИ в марте, а потом и в апреле явно с подачи власти был вброшен слух о возможной отмене прямых губернаторских выборов в ряде регионов. Речь идёт о замене процедуры прямого голосования прохождением кандидатуры главы региона через заксобрания – возможность такого варианта уже предусмотрена действующим законодательством. Однако и в данном случае региональные руководители оказались в подвешенной ситуации. Ясно, что такие решения будут приниматься исходя из социально-экономической ситуации в сентябре (на дату голосования), а давать такие прогнозы с учётом высокой турбулентности происходящих процессов можно будет не раньше, чем за пару месяцев до самой даты. В итоге для губернаторского корпуса ситуация даже менее определённая, чем в 2020-21 гг., но это всё равно лучше, чем вбросы очередных «рейтингов губернаторов на вылет», которые не вызывали никакого доверия как минимум с осени прошлого года.

Основная политически значимая нагрузка на губернаторский корпус легла в связи с кампанией на Украине, что затронуло если не все регионы, то большую их часть. Если власти пограничных с Украиной субъектов Федерации существуют в состоянии полумобилизационной реальности и вынуждены решать сразу множество задач (беженцы, хозяйственные последствия пребывания большого количества войск и т. п.), то руководство более удалённых от западных рубежей территорий концентрируется на отдельных связанных с кампанией направлениях. Перед ними стоят как чисто хозяйственные задачи (те же беженцы распределяются далеко на восток страны), так и политические, связанные, например, с необходимостью проведения медийно-патриотических мероприятий. Среди наиболее деликатных задач – обнародование имен погибших и сопутствующие этому процедуры. Как видно из уже опубликованной информации, с такой необходимостью столкнулись губернаторы значительной части регионов.

Из всех губернаторов наиболее заметным в медийном поле остаётся Рамзан Кадыров, и до этого явно тяготившийся статусом «простого» главы региона. Он де-факто занял место неофициального спикера российской стороны конфликта, что не вызывает восторга у ряда представителей российской элиты. Одним из проявлений такого раздражения стала его полемика с пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым, причём последний явно действовал не только от своего имени.

Наконец, почти не замеченным прошло очень важное для анализа динамики региональных элит событие. Вернее, уместнее говорить о старте процесса, который является знаковым для многих регионов, где после долгих лет нахождения у власти «местного» пришёл «варяг». Речь идёт о начале активной фазы «зачистки» наследия и команды бывшего губернатора Белгородской области Евгения Савченко. Поводом для этого стало распространение вызывающей сомнения в адекватности экс-губернатора книги за его авторством, содержащей к тому же не соответствующие текущему политическому моменту высказывания по украинской тематике. Однако если бы не необходимость «зачистки», то вряд ли на это обратили бы внимание. В итоге свои посты покинули вице-спикеры облдумы Елена Бондаренко и Валерий Сергачев, а чуть позднее – и спикер парламента Ольга Павлова. Вполне возможно, что следующим «кандидатом на вылет» является сам Евгений Савченко, занимающий должность члена Совета Федерации как раз от областной думы. Таким образом кураторы внутренней политики припомнят ему, в том числе, и срыв их планов в отношении смены региональной власти в 2017 году.

В ближайшие месяцы вышеуказанные тренды (по крайней мере, два первых) вряд ли претерпят существенные изменения. Губернаторский корпус в связи с выборами продолжит оставаться в подвешенной ситуации, перспективы прояснятся ближе к сентябрю. Если в украинской кампании не произойдёт существенного перелома в ближайшие недели, то она окончательно перейдёт в стадию позиционного противостояния, и стоящие в этом измерении перед губернаторами задачи будут пролонгированы как минимум до осени.

Герман МОСКВИН

Политтехнолог, социолог

В феврале-марте я проводил региональное исследование. Полевая часть закончилась 3 марта. К тому времени ещё никто не понимал, что военные действия могут затянуться надолго. Кроме того, совершенно не было понятно, какого масштаба могут достичь экономические санкции,

Сейчас всем очевидно, что военные действия затянулись, против широко распространённого ожидания быстрой победы. Более того, пока не ясно, каким может быть исход. Обе стороны конфликта демонстрируют решимость продолжать его, и у обеих сторон есть ресурсы для продолжения борьбы.

Главный вопрос теперь: каким образом будет построена внутренняя политика, и как государство станет решать задачи, связанные со специальной военной операцией? Будет мобилизация экономики с военными целями или нет? А также возможна ли частичная или всеобщая мобилизация военнообязанных граждан для пополнения Вооруженных сил.

Второй важный момент связан с так называемыми «санкциями». Но мы имеем дело не с санкциями, а с началом экономической блокады, а это – совсем другое. Задача блокады – существенно уменьшить возможности экономики в целом. Регионы, связанные с экспортом, и регионы, промышленность которых зависит от импорта и инвестиций, могут оказаться перед проблемами, масштаб которых совершенно не ясен. Основная проблема – снижение доходов населения и бюджетов, свёртывание программ развития регионов, а также значительный рост безработицы. С этим придётся что-то делать.

Когда я заканчивал исследования, никакой ясности относительно будущего не было. Сейчас, когда прошло два месяца с начала специальной военной операции, чёткого ответа на вопрос о мобилизации и ответа на угрозу ухудшения экономической ситуации, на мой взгляд, по-прежнему нет. Поэтому губернаторы всё ещё не очень понимают, что может случиться в ближайшем будущем. У них есть определённый набор действий, связанный с организацией идеологической работы, с мобилизацией поддержки, гуманитарной помощью. Региональные проекты пока продолжаются, изменяется только график реализации. Я не вижу, чтобы кто-то из губернаторов оказался в состоянии «грогги». Начало военной операции стало для глав субъектов Федерации неожиданностью, тревога заметно повысилась, но способности управлять никто не утратил.

Между тем надо понимать, что сегодня общество в целом, как и руководители регионов, оказались в точке бифуркации. А это не место, где есть выбор между «пессимистическим», «оптимистическим» и «промежуточными» сценариями. Это точка, где выбор между одним неизвестным и другим неизвестным. Всё зависит от того, какие меры мобилизации экономики и людских ресурсов предпримет высшее политическое руководство страны. Пока же мы все остаёмся в ситуации напряжённого ожидания.

Первая группа рейтинга

Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022) - часть 1

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают март-апрель 2022 года.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел ДАНИЛИН

Директор центра политического анализа

В условиях марта-апреля на губернаторов легла новая серьёзная ноша — перестройка промышленности регионов в условиях введённых недружественными странами санкций. В особом положении оказались приграничные регионы России на западе — Белгородская, Курская и Брянская области, отчасти – Ростов-на-Дону и Воронеж.

Можно отметить в этом контексте губернатора Белгородчины Вячеслава Гладкова. В области были прямо зафиксированы обстрелы со стороны ВСУ, прямая агрессия Украины против мирного населения области. Это накладывает особую ответственность на губернатора. Гладков проявил себя с лучшей стороны: регулярно отчитывается перед населением, занимается ликвидацией последствий обстрелов. Политика областного руководства и Гладкова лично в условиях повышенной ответственности отразилась на рейтинге главы региона, который за прошедший период вырос.

Из промышленных регионов, по которым жёстко ударили санкции, стоит отметить Ямал. Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов ещё в декабре прошлого года, до введения санкций Запада, призывал при освоении новых месторождений (а для Ямала добыча газа — основной вид деятельности) максимально использовать отечественное оборудование. Теперь настало время реализовать эти планы на практике. Правительство Ямала уже в начале марта приняло ряд мер по поддержке экономики региона. Для предпринимателей, работающих во всех отраслях, до 1 сентября 2022 года введена отсрочка по налоговым и авансовым платежам для специальных налоговых режимов, включая УСН, ЕСХН и патентную систему налогообложения. Кроме того, на 1 сентября переносится срок внесения авансовых платежей по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам для организаций, включённых в реестр МСП. Меры были введены после совещаний с предпринимательским сообществом, практика оперативных совещаний с бизнесом была позже продолжена. Кроме того, для предпринимателей округа будет действовать отсрочка на три месяца по всем текущим займам в агентстве «Мой бизнес» с возможностью продления её до полугода. Это позволит сохранить средства на операционную деятельность. До 1 июня процентная ставка на заем агентства «Мой бизнес» зафиксирована на уровне 9,5% годовых. Средства можно вложить в приобретение и ремонт оборудования, доставку товаров и материалов, а также иные затраты на ведение деятельности. Начинающие предприниматели и самозанятые смогут получить заемные средства на поддержание своих бизнес-проектов по ставке от 3% годовых. Эти меры поддержки бизнеса в целом должны хорошо отразиться на экономике региона и социально-экономическом самочувствии граждан. Следует отметить, что меры были принято максимально оперативно после введения уже первых пакетов европейских санкций.

В качестве примера оперативной реакции на западные санкции можно отметить и пример Нижегородской области и губернатора Глеба Никитина. Для постоянного мониторинга социально-экономической ситуации и обеспечения оперативного взаимодействие с предприятиями для выработки соответствующих мер поддержки в Нижегородской области уже в начале марта был создан координационный штаб по предотвращению негативных явлений в экономике и соцсфере. Основными проблемами для предприятий стали разрывы производственных цепочек, нарушения в логистике, поставках сырья и комплектующих, а также рост себестоимости строительства и отказ иностранных контрагентов от сотрудничества. Оперативно была начата работа по формированию перечня комплектующих и оборудования импортного производства, которое необходимо замещать. На март месяц он включал порядка 850 позиций. Сейчас налаживается оперативный контакт с промышленниками, способными производить аналоги. Губернатор также предложил ввести полугодовой мораторий по выплатам кредитов, взятых предприятиями на закупку импортного оборудования, которое сейчас не может быть поставлено. Кроме того, 150 млн рублей было выделено из бюджета Нижегородской области на региональную программу льготного кредитования сельхозпроизводителей и переработчиков.

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ

Генеральный директор Института региональных проблем

Понятно, что текущая ситуация увеличивает вызовы, которые стоят перед страной в целом и перед руководителями всех субъектов Федерации в частности.

Понятно, что в регионах для решения новых проблем гораздо меньше возможностей, чем на федеральном уровне. Поэтому резко возрастают требования к квалификации управления. Не конкретно к губернаторам, а ко всей системе – глава региона за каждую лампочку отвечать не в состоянии. Но он подбирает людей, организует работу, и в конечном счёте сейчас происходит проверка качества нашего губернаторского корпуса, потому что кризис – это всегда проверка системы. Пока губернаторы в среднем эту проверку проходят нормально. Хотя не все наблюдатели констатируют высокое качество работы региональных руководителей.

При этом кризис ещё не дошёл до пика: не иссякли запасы товаров, работают старые связи. Что будет дальше – покажет время.

Опасения вызывают снижение уровня жизни, возможная (пока возможная) безработица, давление на региональную экономику. Понятно, что воздействие идёт на экономику страны в целом, в первую очередь, на импортно-экспортные отрасли, и тут важно, что происходит в регионах. И это касается не только приграничных субъектов и территорий, а всех республик, краёв и областей. Выстраивание новых логистических цепочек для экономики, поддержание уровня жизни населения, недопущение роста безработицы – перед губернаторами стоят, в общем-то, те же проблемы, что и ранее, но существующая вероятность ухудшения сценария накладывает на глав субъектов особую ответственность.

Павел САЛИН

Политолог

Практически все актуальные для губернаторского корпуса сюжеты в рассматриваемый период либо прямо касались, либо преломлялись через призму происходящего на Украине. По сложившейся традиции вопросом номер один каждую весну (и каждую осень) для большинства губернаторов были его перспективы в свете Единого дня голосования, поскольку именно на март и начало апреля приходился пик пресловутого «губернаторопада». В 2020 и 2021 годах эта традиция подверглась значительной эрозии, а в текущем году заговорили об отмене сложившихся в 2010-е годы практик.

В СМИ в марте, а потом и в апреле явно с подачи власти был вброшен слух о возможной отмене прямых губернаторских выборов в ряде регионов. Речь идёт о замене процедуры прямого голосования прохождением кандидатуры главы региона через заксобрания – возможность такого варианта уже предусмотрена действующим законодательством. Однако и в данном случае региональные руководители оказались в подвешенной ситуации. Ясно, что такие решения будут приниматься исходя из социально-экономической ситуации в сентябре (на дату голосования), а давать такие прогнозы с учётом высокой турбулентности происходящих процессов можно будет не раньше, чем за пару месяцев до самой даты. В итоге для губернаторского корпуса ситуация даже менее определённая, чем в 2020-21 гг., но это всё равно лучше, чем вбросы очередных «рейтингов губернаторов на вылет», которые не вызывали никакого доверия как минимум с осени прошлого года.

Основная политически значимая нагрузка на губернаторский корпус легла в связи с кампанией на Украине, что затронуло если не все регионы, то большую их часть. Если власти пограничных с Украиной субъектов Федерации существуют в состоянии полумобилизационной реальности и вынуждены решать сразу множество задач (беженцы, хозяйственные последствия пребывания большого количества войск и т. п.), то руководство более удалённых от западных рубежей территорий концентрируется на отдельных связанных с кампанией направлениях. Перед ними стоят как чисто хозяйственные задачи (те же беженцы распределяются далеко на восток страны), так и политические, связанные, например, с необходимостью проведения медийно-патриотических мероприятий. Среди наиболее деликатных задач – обнародование имен погибших и сопутствующие этому процедуры. Как видно из уже опубликованной информации, с такой необходимостью столкнулись губернаторы значительной части регионов.

Из всех губернаторов наиболее заметным в медийном поле остаётся Рамзан Кадыров, и до этого явно тяготившийся статусом «простого» главы региона. Он де-факто занял место неофициального спикера российской стороны конфликта, что не вызывает восторга у ряда представителей российской элиты. Одним из проявлений такого раздражения стала его полемика с пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым, причём последний явно действовал не только от своего имени.

Наконец, почти не замеченным прошло очень важное для анализа динамики региональных элит событие. Вернее, уместнее говорить о старте процесса, который является знаковым для многих регионов, где после долгих лет нахождения у власти «местного» пришёл «варяг». Речь идёт о начале активной фазы «зачистки» наследия и команды бывшего губернатора Белгородской области Евгения Савченко. Поводом для этого стало распространение вызывающей сомнения в адекватности экс-губернатора книги за его авторством, содержащей к тому же не соответствующие текущему политическому моменту высказывания по украинской тематике. Однако если бы не необходимость «зачистки», то вряд ли на это обратили бы внимание. В итоге свои посты покинули вице-спикеры облдумы Елена Бондаренко и Валерий Сергачев, а чуть позднее – и спикер парламента Ольга Павлова. Вполне возможно, что следующим «кандидатом на вылет» является сам Евгений Савченко, занимающий должность члена Совета Федерации как раз от областной думы. Таким образом кураторы внутренней политики припомнят ему, в том числе, и срыв их планов в отношении смены региональной власти в 2017 году.

В ближайшие месяцы вышеуказанные тренды (по крайней мере, два первых) вряд ли претерпят существенные изменения. Губернаторский корпус в связи с выборами продолжит оставаться в подвешенной ситуации, перспективы прояснятся ближе к сентябрю. Если в украинской кампании не произойдёт существенного перелома в ближайшие недели, то она окончательно перейдёт в стадию позиционного противостояния, и стоящие в этом измерении перед губернаторами задачи будут пролонгированы как минимум до осени.

Герман МОСКВИН

Политтехнолог, социолог

В феврале-марте я проводил региональное исследование. Полевая часть закончилась 3 марта. К тому времени ещё никто не понимал, что военные действия могут затянуться надолго. Кроме того, совершенно не было понятно, какого масштаба могут достичь экономические санкции,

Сейчас всем очевидно, что военные действия затянулись, против широко распространённого ожидания быстрой победы. Более того, пока не ясно, каким может быть исход. Обе стороны конфликта демонстрируют решимость продолжать его, и у обеих сторон есть ресурсы для продолжения борьбы.

Главный вопрос теперь: каким образом будет построена внутренняя политика, и как государство станет решать задачи, связанные со специальной военной операцией? Будет мобилизация экономики с военными целями или нет? А также возможна ли частичная или всеобщая мобилизация военнообязанных граждан для пополнения Вооруженных сил.

Второй важный момент связан с так называемыми «санкциями». Но мы имеем дело не с санкциями, а с началом экономической блокады, а это – совсем другое. Задача блокады – существенно уменьшить возможности экономики в целом. Регионы, связанные с экспортом, и регионы, промышленность которых зависит от импорта и инвестиций, могут оказаться перед проблемами, масштаб которых совершенно не ясен. Основная проблема – снижение доходов населения и бюджетов, свёртывание программ развития регионов, а также значительный рост безработицы. С этим придётся что-то делать.

Когда я заканчивал исследования, никакой ясности относительно будущего не было. Сейчас, когда прошло два месяца с начала специальной военной операции, чёткого ответа на вопрос о мобилизации и ответа на угрозу ухудшения экономической ситуации, на мой взгляд, по-прежнему нет. Поэтому губернаторы всё ещё не очень понимают, что может случиться в ближайшем будущем. У них есть определённый набор действий, связанный с организацией идеологической работы, с мобилизацией поддержки, гуманитарной помощью. Региональные проекты пока продолжаются, изменяется только график реализации. Я не вижу, чтобы кто-то из губернаторов оказался в состоянии «грогги». Начало военной операции стало для глав субъектов Федерации неожиданностью, тревога заметно повысилась, но способности управлять никто не утратил.

Между тем надо понимать, что сегодня общество в целом, как и руководители регионов, оказались в точке бифуркации. А это не место, где есть выбор между «пессимистическим», «оптимистическим» и «промежуточными» сценариями. Это точка, где выбор между одним неизвестным и другим неизвестным. Всё зависит от того, какие меры мобилизации экономики и людских ресурсов предпримет высшее политическое руководство страны. Пока же мы все остаёмся в ситуации напряжённого ожидания.

Продолжение во второй части статьи ...

Реклама на веке
Политолог Шугалей нашел пробелы в отчете Беглова о состоянии социальной инфраструктуры Петербурга Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022) - часть 2