Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2022) - часть 1

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за октябрь-ноябрь 2022 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Реклама на веке

В начале октября нынешнего года число регионов Российской Федерации возросло на четыре. Соответственно, число административных центров субъектов увеличилось до 89. В настоящий момент все эксперты солидарны во мнении, что по объективным причинам их представители не могут рассматриваться в «Национальном рейтинге мэров». При этом в тех случаях, когда эксперты в инициативном порядке посчитали необходимым на страницах исследования высказать своё мнение о работе городских администраций новых субъектов России – им такая возможность была предоставлена.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты», руководитель Аналитического центра «Акценты»

Тренд мэрской повестки последних месяцев задали сентябрьские выборы. Избранные главы регионов были вынуждены заменить мэров, которые принадлежали к другим командам.

Так произошло, скажем, во Владимире (назначен Дмитрий Наумов, экс-глава Гороховецкого района области), Кирове (Вячеслав Симаков, бывший глава Первомайского района города), Саратове (Лада Мокроусова, бывший глава Ленинского района города).

В Ярославль новый губернатор и экс-антимонопольщик Михаил Евраев привел Артема Молчанова — бывшего начальника правового управления ФАС.

Думаю, если тот же тренд продолжится, то скоро мы станем свидетелями смены руководства в Томске, Йошкар-Оле, Тамбове и Рязани. Скажем, в Рязанской области губернатор Павел Малков активно перетряхивает старые элиты, оставшиеся со времен Павла Любимова. Мэр Елена Сорокина тоже может попасть, что называется, под раздачу. Как и мэр Тамбова Максим Косенков — он вообще не единоросс, а представитель партии «Родина». Впрочем, нынешнего губернатора-единоросса Максима Егорова «родинцы» формально поддержали.

Впрочем, на этом фоне куда более важным событием оказалась отставка мэра Махачкалы — крупнейшего города Северного Кавказа. Салман Дадаев был членом команды Серея Собянина, пришел в Махачкалу во время губернаторства Владимира Васильева, а ушел уже по воле нынешнего главы Сергея Меликова. Вернулся в Москву.

Даже ротация мэра Краснодара прошла куда менее заметной. Цепь политических перестановок, напомним, запустил уход Андрея Алексеенко — он возглавил правительство сначала Харьковской, а затем Херсонской области. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев отдал Краснодар очередному своему заму Евгению Наумову. Это краснодарский тренд — уже третий вице-губернатор края уходит в мэры: ранее так было с главами курортных Анапы и Сочи.

Фактически главы региональных столиц и так играют роли первых замов губернаторов. А на Кубани об этом сигнализируют прямо, без экивоков.

Дмитрий ФЕТИСОВ

Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»

СВО задала тон для трансформации политической системы и буквально с самого своего начала ввела для чиновников новые требования. И главы городов не стали тут исключением. Практически весь год от мэров теперь требовалось не только выполнять свои непосредственные обязанности, но и участвовать сначала в оказании помощи беженцам с Донбасса, а потом и в решении вопросов, связанных с мобилизованными.

В системе институт мэров сложился как институт «замов губернаторов по управлению столицами субъектов», и достаточно часто мэрам приходится выполнять роли «дежурных стрелочников», на которых перекладывают свои промахи губернаторы. И парадоксально, но в целом в эпоху СВО этот институт оказался устойчивее института губернаторов: мэры в целом в разы реже попадают в скандалы по темам, связанным с частичной мобилизацией, чем губернаторы. Меньше, чем многим главам регионов, им достаётся и от федеральных фигур за управленческие промахи. Конечно, есть и исключения, но в целом наблюдается именно такая тенденция. Хотя она и не устраивает значительное количество глав регионов, которые привыкли к тому, что им всегда есть, на кого переложить свои промахи и ошибки.

В том, что в такой ситуации мэрам проще и спокойнее работать, – хороший знак для системы. Плохой – в том, что происходящая трансформация политической системы, как это бывает в подобных случаях, позволяет многим мэрам показать себя и построить стремительную политическую карьеру, правильно спозиционировав себя перед федеральным центром. Но грамотно позиционировать себя удаётся только единицам, и это всё больше убеждает Центр в том, что если в мэрском корпусе немало «крепких завхозов», то искать сильных потенциальных федеральных политиков среди них не стоит.

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ

Научный руководитель Института региональных проблем

Мне кажется, что сегодня на мэров региональных столиц возложена более трудная задача, чем в предыдущий период. Хотя СВО длится почти год, после частичной мобилизации организаторы текущей жизни вынуждены делать намного больше обычного. Одни мэры показали все свои способности, а другие — недостаточную готовность к экзамену на прочность своих позиций. Могу выделить Воронеж и Орёл, где Парахин работает в тандеме с главой обладминистрации Клычковым, ну, и Москву, хотя, конечно, возможности Собянина несравнимы с тем, чем располагают мэры других городов.

Неуспешными оказались мэры, у которых плохие отношения с главами регионов. Сочи сейчас оказался транспортным хабом и единственным открытым аэропортом на юге России, что, прежде всего, означает дополнительную нагрузку. Чтобы что-то привезти или вывезти, надо сначала приехать именно сюда. В то же время клиенты готовы за это платить. Благодаря этим обстоятельствам, можно развивать инфраструктуру и самого аэропорта, и города в целом. Сейчас у курортной столицы России особо важная роль! А нынешняя администрация явно справляется с задачами лучше, чем можно было ожидать в сложившихся обстоятельствах.

Недостаточно эффективным руководителем такого города, как Санкт-Петербург, как мне кажется, показал себя его глава Беглов.

Говоря о Волгограде, чуть не утонувшем в нечистотах, замечу, что это – проблема не только мэра, но и всей области. Я имею в виду не собственно фекалии — они-то городские: нет средств на ремонт у всего недостаточно социально-экономически развитого региона. Есть проблема элементарной бедности и недостатка ресурсов.

Конечно, очень сложно оценивать сегодня мэров, ведь даже у лучших из них столько проблем, что не знаешь: то ли героя России давать, то ли по шее. Настолько всё переплетено.

Павел ПОПОВ

Директор по развитию волонтерских программ АНО «Путник»

С формальной точки зрения, присутствие в рейтинге руководителей городских администраций новых территорий могло бы быть обосновано. Но в основу любого рейтинга заложен принцип соревновательности в относительно равных условиях, что категорически неприменимо ни к Донецку с Луганском, ни к другим городам, ставшим частью Российской Федерации в результате сентябрьских референдумов. В нынешнем муниципальном реестре страны у каждого из них особая позиция, исключающая какое-либо ранжирование.

Например, администрация Донецка на протяжении многих лет ежедневно работает в боевых условиях. Уже на подступах к городу слышно, как в небе работает ПВО, не редкость и так называемые «прилеты», от которых сегодня не застрахован ни один из районов. Важная деталь – последствия этих ударов ликвидируются максимально быстро, какими бы тяжелыми они не были. Не так давно наши коллеги-волонтеры стали очевидцами очередного артиллерийского налета и имели возможность в режиме реального времени оценить скорость и качество работы спасательных служб Донецка. Картина станет более полной, если добавить системные проблемы с водоснабжением и другие особенности жизни прифронтового мегаполиса.

Совсем другая ситуация в Луганске. Внешне куда более благополучный с военной точки зрения, он также на протяжении многих лет является настоящим прифронтовым городом. В отличие от того же Белгорода, работа ПВО в луганском небе – настоящая экзотика, но решаемые местными властями задачи принципиально отличаются от того, с чем сталкиваются администрации любого другого российского города.

Если же говорить о руководителях администраций тех городов, которые были освобождены в ходе Специальной военной операции, то их риски хорошо известны и понятны. Достаточно упомянуть реальность непосредственной террористической угрозы и другие специфические обстоятельства.

Остается надеяться, что нынешняя ситуация с особым статусом городов новых российских территорий в скором времени закончится. И они вполне смогут соревноваться в эффективности и качестве работы со своими коллегами из областных центров «большой России»

Первая группа рейтинга

Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2022) - часть 1

Востребованность Сергея Собянина (город федерального значения Москва) в различного рода новообразованных федеральных органах (например, в координационном совете при Правительстве России по обеспечению потребностей Вооруженных сил РФ) стала одной из причин реинкарнации в информационном поле версий о том, что именно он станет преемником президента. Подлил масла в огонь сам глава государства: на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин высоко оценил деятельность Сергея Собянина в деле развития столицы, заявив, что команда столичного градоначальника справляется «гораздо лучше, чем во многих других странах мира и во многих других мегаполисах».

Как отметили эксперты, не замеченный в избыточной PR-скромности Сергей Собянин и сам не жалеет высоких оценок своего труда, утверждая, что город достойно выдержал удар, нанесённый санкциями: уровень безработицы в столице – минимальный, дефицита кадров – нет, зато есть большой запас прочности и мощная экономика.

Кстати, ряд экспертов подкрепляют свои утверждения о мэре столицы как о преемнике главы государства тем, что Сергей Собянин – технократ, сосредоточенный на вопросах экономического развития и по мере возможностей дистанцирующийся от «ястребиного» крыла кремлёвского истеблишмента, а посему он будет приемлем как для Запада, так и для соседей России. Однако другие аналитики утверждают, что технократизм мэра Москвы сильно преувеличен, и ныне он, как один из опорных элементов властной вертикали, априори вынужден демонстрировать включённость в общую «фронтовую» повестку.

Огромное внимание привлёк эпизод, когда мэр Москвы первым из глав регионов объявил об окончании частичной мобилизации и о том, что разосланные повестки прекращают своё действие. При этом полномочий завершать объявленную на федеральном уровне мобилизацию у градоначальника нет. Некоторые эксперты считают, что в основе такого решения лежала договорённость мэрии столицы и федеральных властей, которые учли недовольство москвичей облавами у метро и т. п. Что, в свою очередь, подтверждает огромную заинтересованность «наверху» в поддержании имиджа мэра Москвы и его особое положение.

Экономический блок московского правительства, по мнению экспертов, придерживается традиционной тактики регулярного удивления общественности громадьём планов. Так, в исследуемый период мэр озвучил решение о комплексном развитии четырёх бывших промзон, находящихся в районах Соколиная Гора, Новогиреево, Солнцево, Силино (Зеленоград), а также о создании в Печатниках нового транспортно-логистического центра.

Сергей Собянин сообщил, что в конце этого года автозавод «Москвич» планирует возобновить выпуск автомобилей, однако наблюдатели тут же поправили мэра в том плане, что это будет не «Москвич», а скорее «Пекинец» – копия китайского кроссовера JAC JS4 в двух модификациях.

Эксперты также обратили внимание, что мэр Москвы пригрозил известному застройщику «ПИК» лишением возможности работать в городе из-за того, что тот не сдал вовремя школу в ЖК «Люблинский парк». Одни наблюдатели одобрили такой подход в отношениях с крупным бизнесом, а другие выразили сомнение в том, что это нужно было делать публично – быстро растущие до этого акции компании после слов Сергея Собянина изрядно потеряли в цене. Впрочем, имидж «ПИКа» и без того не самый лучший, а какие были цели в данном случае – сказать сложно. Возможно, как раз падение акций являлось запланированным эффектом.

Не осталось без внимания экспертов и голосование на портале «Активный гражданин» о формате празднования в Москве Нового года. По словам мэра, более 80 процентов участников голосования поддержали проведение новогодних мероприятий и соответствующее оформление города. Сергей Собянин призвал доходы от праздничных мероприятий направить на поддержку участников СВО и пострадавших территорий. Если первое решение со ссылкой на «волю граждан» у экспертов вызвало противоречивую реакцию, то второе они одобрили почти единогласно.

Внимание экспертов привлекли данные, озвученные мэром Сочи Алексеем Копайгородским: свыше 6 миллионов отдыхающих побывали в городе-курорте с начала текущего года. Учитывая все обстоятельства, это большой успех. Другой нарратив в деятельности Алексея Копайгородского – добиться максимально комфортных условий жизни для жителей города. Объективная оценка работы муниципалитета в этом направлении – второе место, которое Сочи занял в России по качеству жизни, став лауреатом Премии Финансового университета при Правительстве РФ. Мониторинг касался уровня материального благополучия, потребительской активности, экологии, качества образования, работы ЖКХ, мероприятий, связанных с благоустройством и др.

Стратегическая цель муниципальных властей – эффективно использовать значительный потенциал города, упрочив репутацию Сочи как конкурентоспособного санаторно-курортного и туристического центра. Сектор туриндустрии занимает в экономике города долю около 80%, и это, безусловно, учитывалось в программе комплексного социально-экономического развития Сочи до 2030 года, со дня утверждения которой Правительством РФ 8 ноября исполнился год.

Программа, претворяемая в жизнь муниципалитетом совместно с Минстроем России и краевыми органами исполнительной власти, беспрецедентна не только для Сочи, но и для страны в целом как по объёмам строительства и реконструкции, так и по спектру решаемых вопросов. На неё будет выделено более 173 миллиардов рублей. Мэр убеждён, что реализация программы позволит комплексно решить широкий круг вопросов в коммунальной сфере, восстановить утраченные пляжные территории, обеспечить условия для развития курорта и значительно повысить качество жизни горожан. Реализация только первоочередных проектов позволит обеспечить 5 территорий с участками, выделенными многодетным семьям, водоснабжением и канализацией, построить канализационный коллектор и новый 10-километровый водовод в Хостинском районе, восстановить 4 километра береговой линии в Лазаревском районе, модернизировать очистные сооружения.

По мнению преобладающего большинства экспертов, опыт мэрии города-курорта по поддержке воинов в зоне СВО, мобилизованных сочинцев и их семей, учитывая эффективность этой работы, может быть тиражирован и в других субъектах. В Сочи по инициативе главы города создан Координационный совет по адресной поддержке семей мобилизованных. За каждой из них закреплён сотрудник администрации города. Прозрачность при распределении средств обеспечивают активисты из состава таких семей, которые вошли в состав самого Координационного совета. На базе Дома молодёжи возобновлена работа волонтёрского центра #МыВместе для взаимодействия со всеми семьями мобилизованных с режимом единого окна и колл-центром сбора заявок на оказание помощи. Совместно с депутатским корпусом городской администрацией решён вопрос бесплатного проезда на транспорте для детей военных. Из городского бюджета компенсируется питание не только в детских садах, но и в школах. В случае рождения ребёнка в семье воина СВО город выделяет единовременную выплату 50 тысяч рублей. Введена городская карта #МыВместе – семьи и дети могут на льготных условиях посещать музеи, концертные площадки, парки и экскурсионные маршруты.

Непосредственно в зону СВО 10 ноября из Сочи отправилась очередная партия гуманитарного груза для бойцов СВО. Гумпомощь весом 4,5 тонны, которая была собрана в рекордные сроки по инициативе Алексея Копайгородского, предоставили депутаты, образовательные организации, казаки, прихожане сочинских храмов, территориальные органы самоуправления, предприниматели и неравнодушные сочинцы. Продукты питания, воду, предметы первой необходимости, лекарства доставили бойцам непосредственно на позиции сочинские казаки.

Все эти меры, считают эксперты, оказали позитивное влияние на имидж городской власти в целом и градоначальника в частности.

Закономерно поэтому, что в рассматриваемый период Алексей Копайгородский укрепляет своё положение в группе лидеров «Национального рейтинга».

В конце октября мэр Белгорода Антон Иванов подал заявление об отставке в связи с переходом на другую работу. До 26 декабря, когда состоится конкурс на должность градоначальника, исполнять его обязанности будет первый заместитель главы администрации Валентин Демидов.

Экспертов «Национального рейтинга» эта кадровая история, в общем-то, не удивила. Работа городской администрации в целом оценивалась в исследовании достаточно высоко, однако личный рейтинг прежнего мэра постепенно снижался, начиная с мая нынешнего года. Белгородская область и её столица в настоящее время вовлечены в ход специальной военной операции уже не как тыл, а, по сути, прифронтовые территории. В этих обстоятельствах от глав исполнительной власти обоих уровней требуются управленческие навыки, отличные от привычного набора, необходимого для обеспечения жизнедеятельности в «мирное» время. Наблюдатели подчёркивают, что, хотя муниципалитеты ныне и встроены в губернскую вертикаль власти, и мэр областного центра – это один из «министров» регионального правительства, тем не менее, могут иметь место обстоятельства, когда градоначальник должен применить имеющиеся у него компетенции чрезвычайного управления территорией.

Бывший работник структур правительства Крыма и экс-глава Симферополя Валентин Демидов в феврале текущего года стал советником губернатора Вячеслава Гладкова, а чуть позже – советником сити-менеджера Белгорода. Эксперты считают эту ротацию обоснованной, учитывая имеющийся у врио мэра «экстремальный» крымский опыт, весьма востребованный в сегодняшних белгородских реалиях, а также давние связи с губернатором.

Вслед за Антоном Ивановым свой пост покинули руководитель управления архитектуры и градостроительства администрации Белгорода Сергей Киселёв и гендиректор «Белгорблагоустройства» Максим Арабинский. Впрочем, реалии таковы, что муниципалитету сейчас требуются прилагать основные усилия по совсем иным направлениям деятельности. В городе усилена охрана общественного порядка и важных государственных и специальных объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики.

Только за неделю регион подвергался обстрелу со стороны ВСУ 8 раз. Наблюдается значительный отток населения из города, люди уезжают как самостоятельно, так и переселяются в безопасные регионы (например, в Подмосковье) решением властей. Мэрия дорабатывает в Белгороде систему укрытий – они располагаются в помещениях многоквартирных домов и на коммерческих предприятиях. Наблюдатели отметили личное участие в этой работе градоначальника.

Эксперты «Национального рейтинга» высоко оценивают шансы Валентина Демидова на то, чтобы занять в декабре кресло мэра уже без приставки «и. о».

Новым главой Краснодара большинством голосов депутатов гордумы избран Евгений Наумов, покинувший ради этого кресло заместителя губернатора Краснодарского края по строительству. Должность главы муниципалитета освободилась после того, как Андрей Алексеенко в августе занял пост в военно-гражданской администрации Харьковской области.

Эксперты «Национального рейтинга» не ошиблись и на этот раз: никакой реальной состязательности процедура выборов мэра не сулила. На пост градоначальника после отсева комиссией претендовали пятеро кандидатов, двое из которых призвали народных избранников проголосовать за своего конкурента Евгения Наумова – выдвиженца главы региона Вениамина Кондратьева. Фронду продемонстрировали только коммунисты, отказавшиеся голосовать по схеме, предложенной властью, и ратующие за прямые выборы сити-менеджера.

А в чём мнения эксперты разделились – так это в оценке политического будущего нового градоначальника краевой столицы, потому что ряд его предшественников в этом кресле с работой, по достаточно распространенному мнению, не справились.

Ряд экспертов в качестве доказательства преобладания положительного баланса в перспективах Евгения Наумова называют наличие у него значительного опыта как муниципальной работы (он в своё время был заместителем мэра Краснодара Владимира Евланова), так и деятельности в коридорах краевой власти, что будет способствовать выстраиванию конструктивных отношений по линии «регион – город». К тому же Евгений Наумов располагает солидным пулом кандидатов на должности в своей администрации, опираясь на знакомство с ними по предыдущей деятельности в крае и муниципалитете.

Некоторые наблюдатели, в свою очередь, выразили скепсис относительно будущей эффективности нового мэра. Он, как и ряд его предшественников, тесно связан с мощным краснодарским строительным лобби. Аффилированность с земельно-застроечным бизнесом, как показала практика, чиновнику в Краснодаре сулит отличные материальные перспективы, но угрожает перспективам административно-политическим.

Сошлись эксперты в том, что у Евгения Наумова пока нет своего ярко выраженного медийного лица, ибо этот чиновник не отличался публичностью. Впрочем, часть наблюдателей считают это в местных реалиях не недостатком, а выигрышной позицией.

Тем более, что городское хозяйство зачастую не располагает к победным реляциям. Так, только за один день 17 ноября в Краснодаре из-за аварии с отключением трёх трансформаторных подстанций без света остались две улицы, а утечки на подземных трубопроводах оставили жителей девяти многоквартирных домов в двух округах без тепла. Последствия аварий городские службы устранили довольно оперативно.

Эксперты указывают, что администрация трезво оценивает состояние коммуникаций. К хорошим новостям относится увеличение муниципальной инвестпрограммы по водоснабжению и водоотведению. Кроме строительства и реконструкции сетей, программа дополнилась реконструкцией и модернизацией трёх канализационных насосных станций. Объём финансирования этой программы на период до 2025 года увеличился на 500 млн рублей и теперь составляет 20 млрд рублей.

Так или иначе, но определённость с мэром – позитивная новость, Евгений Наумов может в перспективе оказаться вполне работоспособным мэром. Поэтому представитель Краснодара в «Национальном рейтинге» немного улучшает позиции.

Сергей Воропанов (Вологда) обратил на себя внимание экспертов, в числе прочего, тем, что побывал в Донбассе на передовой СВО, где руководители муниципалитетов – гости, мягко говоря, нечастые. Накануне мэр вместе с другими горожанами, показав хороший личный пример, прошёл недельный курс начальной военной подготовки. В Донбасс Сергей Воропанов привёз вологодским бойцам гуманитарную помощь, посылки и письма, а также встретился с руководством Алчевска и ЛНР.

Заметным событием для горожан и муниципалитета стало подписание президентом России указа о присвоении Вологде почётного звания «Город трудовой доблести». Наблюдатели считают, что сегодняшние вологжане трудовые традиции поддерживают, благодаря чему городская экономика чувствует себя относительно неплохо. Администрация внесла на рассмотрение в городскую думу проект бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Собственные городские доходы в следующем году составят 4,5 млрд рублей. Сумма муниципального долга снижена до 1,9 млрд (три года назад она равнялась почти 2,5 млрд рублей). Эксперты подчеркивают, что бюджет сохраняет социальную ориентированность.

О направлениях работы по дальнейшей стабилизации социально-экономической ситуации в Вологде говорилось и в Екатеринбурге на VI Общероссийском форуме стратегического развития «Города России 2030: вызовы и действия 2.0». Площадка собрала около двух тысяч представителей органов власти всех уровней, общественников, участников бизнес-сообществ, учёных, экспертов. На одном из ключевых мероприятий мэр Вологды рассказал о модели города устойчивого развития и опыте реализации её на примере областной столицы. Цель – снижение уровня безработицы, повышение зарплат, рост поступлений в городской бюджет, создание рабочих мест и т. д.

Позитивно отреагировали эксперты на завершение ремонта дворов по программе «Формирование комфортной городской среды», запланированных на 2022 год (в основной список дворов было включено 30 территорий). На работы установлена 5-летняя гарантия.

Благоприятно как для вологжан, так и для имиджа градоначальника сложился завершившийся в Москве IV Всероссийский конкурс лучших региональных природоохранных практик «Надёжный партнёр — Экология». В номинации «Лучший проект, направленный на снижение воздействия на климат и адаптацию к климатическим изменениям» победил проект «Зелёный каркас», реализуемый администрацией города Вологды – он направлен на озеленение областной столицы. По словам мэра, на душу населения в городе сейчас приходится 11 кв. метров зелёных насаждений, но к 2030 году эту цифру планируется увеличить до 25 кв. метров. Большой позитивный резонанс среди экспертов получила информация о том, что в городе восстанавливается движение троллейбусов.

В итоге Сергей Воропанов поднимается на несколько позиций в «Национальном рейтинге».

Юрий ВЯЛЬБА

Психиатр, нарколог, основатель и руководитель Центра психотерапии и психологической помощи Юрия Вяльбы (г. Москва)

Работу городских властей под руководством мэра Сергея Собянина по организации оказанию психологической помощи населению могу оценить только как удовлетворительную. Как специалист, работающий в этой сфере почти сорок лет, рад только тому, что хотя бы не мешают.

Ситуация с наркологической помощью намного хуже. Оценка работы городских властей в этом направлении — 0. Ситуация осталась на уровне 90-х годов. Людям с алкогольной и наркотической зависимостью практически не доступна профессиональная помощь специалистов. Несмотря на прорывы в других областях, алкоголизм и наркомания никуда не исчезли. В Москве растут показатели подросткового алкоголизма.

Положительную оценку работе городских властей могу дать только в сфере помощи пожилым людям. Здесь крепкая четверка. Программа «Московское долголетие» эффективна и действительно работает, я знаю это точно, так как сам являюсь ее участником. Москвичи охотно посещают спортивные тренировки, творческие и образовательные занятия. И это положительно сказывается на психическом и физическом здоровье.

Игорь СИЗОВ

«Заслуженный журналист Кубани» (г.Сочи)

На минувшей неделе с 21 по 25 ноября глава города Сочи Алексей Копайгородский встретился с ведущими журналистами города, прокомментировал происходящие события и ответил на все вопросы. Такие встречи стали традицией, что выгодно отличает мэра от многих чиновников Краснодарского края, предпочитающих общаться с прессой исключительно с помощью рассылаемых по электронным адресам пресс-релизов. Сейчас инженерные и социальные проблемы Сочи упираются в неупорядоченность демографических процессов. В последние годы жители северных и сибирских городов массово переезжают на Черноморское побережье Кавказа, покупают здесь квартиры и дома. Город задыхается от такого наплыва людей. Согласно официальной статистике, в Сочи проживает 540 тыс. человек, исходя из этого, и рассчитываются все дотации на решение проблем города. В реальности же в Сочи проживает более 750 тысяч человек. Из-за этого статистического казуса происходят серьёзные неприятности, в первую очередь, это нехватка школ и детских садов. Глава города Сочи Алексей Копайгородский стремится добиться в федеральных ведомствах установления истинного положения вещей, но пока сделать это не удаётся. Неупорядоченные процессы переселения тысяч людей в Сочи, если всё оставить, как есть, через несколько лет город просто угробят!

По мнению Алексея Копайгородского, срочно требуется и корректировка всех земельных границ в Сочи. Город живёт по правилам санитарной охраны курортных зон, принятым ещё в 1969 году. С тех пор жизнь изменилась многократно, и, чтобы прекратить стихийное освоение территорий, требуется как можно скорее набраться мужества и чётко сказать, что строить в Сочи уже нельзя, иначе говорить о его курортном будущем будет невозможно. Дошло до того, что высотные здания растут на бывших садово-дачных участках, на заповедных территориях Сочинского национального парка. С надеждой сочинцы ждут новый Генеральный план развития города, но этот документ ожидается только к концу 2023 года.

Большим достижением главы Сочи Алексея Копайгородского стало принятие на этой неделе в высоких московских кабинетах принципиального решения о строительстве новой скоростной автострады Горячий Ключ – Сочи. Эта дорога будет платной, но позволит многим автомобилистам резко сократить время, чтобы добираться из степной части Краснодарского края к морю. На разработку проекта потребуется около 10 месяцев, начало строительства дороги – 2024 год.

На главной площади Сочи по распоряжению мэрии уже установлена новогодняя ёлка. В этом году новогодние праздники будут поскромнее, события на Украине сказываются на жизни курорта. Однако отдыхающие, которые приедут на курорт отмечать Новый год, думать должны о празднике, а не о тревогах.

Дмитрий ОЛЕЙНИК

Политолог

Владелец ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова на создание ОПГ в Северной столице. По мнению Пригожина, Беглов организовал преступную группировку с целью разграбления госбюджета города.

Ситуация в Санкт-Петербурге очень непростая. Жители Северной столицы видят положительные примеры Москвы во многих отраслях и обижаются, что их Петербург очевидно отстаёт. Одна из причин такого положения — это неумение или нежелание Смольного работать с инвесторами. Таких примеров довольно много, и все они показывают, что, если в результате принятых решений кто и остаётся в выигрыше, то это не жители, а чиновники и их приближённые. Очевидно, что это не может не вызывать подозрений в коррупции.

Нужно, отметить, что желание отдельных чиновников погреть руки на бюджете — это не только петербургская история, но только в Петербурге есть достаточно самостоятельный и сильный бизнес, способный при необходимости идти на серьёзный конфликт с местными властями. Нежелание видеть это – ещё одна слабая сторона Смольного.

Вместо поиска баланса интересов для развития города властью избрана стратегия медийной войны и жалоб на журналистов в правоохранительные органы, причём и то, и другое только отбирает время и деньги, но не даёт результата. Видимо, потому, что реальная картина убеждает и жителей, и правоохранителей в правоте критикующих Беглова.

Обращение в Генпрокуратуру — беспрецедентный шаг, и не думаю, что Пригожин пошёл бы на него, не имея достаточных на то оснований.

Полагаю, что Смольному нужно исправлять самые очевидные проблемы и искать компромиссы в интересах жителей и всего города. И, конечно, демонстративно отдалить от себя чиновников, предлагающих коррупционные схемы.

Иса ЗАКРИЕВ

Главный редактор газеты «Столица плюс», директор Грозненского дискуссионного клуба (г. Грозный)

Деятельность мэра Грозного Хас-Магомеда Кадырова оцениваю на «отлично». Он развивает в нашем городе жилищное строительство, городскую инфраструктуру и социальные объекты. И делает это без ущерба для какой-то определённой сферы.

Думаю, горожане согласятся с тем, что столица Чеченской Республики выглядит привлекательно, не хуже любого европейского города. Город чистый, ухоженный и современный.

Конечно, крупные инфраструктурные объекты и здания в Грозном построены и строятся под руководством главы Республики Рамзана Ахматовича Кадырова. Что закономерно, так как масштабные проекты требуют больших инвестиций. Мэр выполняет работу своего уровня – обеспечивает в Грозном порядок, контролирует работу жилищно-коммунальных служб и создаёт благоприятные условия для жизни в столице Чеченской Республики.

Когда к нам приезжают деловые люди, они отмечают, что заниматься бизнесом в Грозном – как, впрочем, и во всей республике – стало просто. Здесь нет бюрократических препон. Регистрация компаний, сделок – быстрая и несложная процедура. Условия – понятные и прозрачные. В этом тоже есть заслуга и Хас-Магомеда Кадырова, который создаёт в Грозном комфортную среду для бизнеса. Предприниматели это ценят.

Андрей ПОЛУХИН

Политолог (г. Новокузнецк)

В Кузбассе сейчас из-за высоких цен на уголь образовался второй годовой бюджет региона. Всё это отразилось на Новокузнецке, где подрос бюджет города, и идёт стабильное финансирование реализуемых проектов. Глава Новокузнецка занят дежурными хлопотами в жизни города, контролирует реализацию намеченных планов развития. Особые заботы были связаны с нуждами мобилизованных и их семей. Мэр решил расширить практику консультирования по злободневным вопросам развития города с общественной организацией ветеранов Новокузнецкого городского округа. Активировалась работа по привлечению новых кадров в городской штаб народных дружин. Намечены широкие консультации с общественностью по реконструкции парка Гагарина. Очевидно, что непростая ситуация в стране побуждает новокузнецкую власть сильнее укреплять коммуникации с населением.

Осенью в городской черте проводилось заметное озеленение, закладывались лесные массивы. Существенно обновляется и трамвайная инфраструктура.

Успехи Новокузнецка отражаются в различных рейтингах и конкурсах. Транспортная реформа вывела Новокузнецк на второе место в рейтинге городов России по уровню качества общественного транспорта (рейтинг SIMETRA). Новокузнецк стал победителем всероссийского конкурса по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнёр – Экология». Город признан лидером среди других участников федерального проекта «Чистый воздух».

Анатолий ГАГАРИН

Руководитель Экспертного клуба Свердловской области, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета (УрФУ), директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов (г.Екатеринбург)

Работа главы Екатеринбурга Алексея Орлова после того, как он перешёл годовую отметку – и с весьма высокими оценками, данными экспертами разного уровня, – постепенно перестала сопоставляться с работой его предшественников. Конечно, иногда кое-кто из пишущей братии вспомнит, «как было раньше», но в целом это уже явный моветон.

Стиль работы Алексея Орлова реально отличается от стиля прежних градоначальников. Во-первых, времена другие – и политические расклады другие. Сегодня глава города – влиятельный представитель ближнего круга губернатора. Прежние изощрённые и изнурительные для бюджетов битвы пиар-команд не востребованы, конфликты, как технология продвижения своих программ, не нужны. Во-вторых, весь этот арсенал «громокипящих» баталий не свойственен самому Орлову, его стилю управления. За время его работы в областном правительстве эксперты смогли увидеть (а чиновники – ощутить на себе), что метафора «система работает, как часы» является инструкцией к действию и для самого Орлова, и для его подчинённых.

Перейдя на работу в администрации Екатеринбурга, Орлов учёл все ошибки своих предшественников, интегрировал в свою деятельность «свободолюбивые» традиции городского сообщества, создав Союз неравнодушных горожан, если говорить с долей иронии – свой СНГ.

Участвуя в работе этого Союза, могу отметить особый деловой настрой, который был принят как доминирующий всеми его участниками. Это позволило не только обсудить, но и решить многие спорные вопросы (хотя и не все проблемы, но при этом без прежнего «хайпожорства» со стороны тех, кто недоволен).

Отмечу, что Екатеринбург стал лауреатом премии Финансового университета при Правительстве РФ в области качества жизни как лидер по темпам развития сферы образования. Это прошло не замеченным, но это – оценка реальных достижений, к которым мы стали привыкать.

Мы перешли от риторики постоянных ристалищ и битв к обсуждению реальных городских проблем без излишнего политизирования, как говорится, «без набрасывания пуха». На днях завершился городской конкурс проектов инициативного бюджетирования, который в этом году было решено проводить дважды, поскольку интерес горожан оказался велик, и бюджетные возможности города позволили поддержать гораздо больше заявок, чем в прошлом.

Полагаю, что выбранный Алексеем Орловым метод постоянного диалога со всем городским сообществом, трезвая оценка возможностей и последовательное движение вперёд (как в известной апории Зенона об Ахиллесе и черепахе) ещё покажет преимущество такого стиля управления в сложном и динамичном мегаполисе – в Екатеринбурге.

Андрей РУСАКОВ

Политолог, директор Центра европейско-азиатских исследований (г. Екатеринбург)

За прошедший период мэрия Екатеринбурга под руководством Алексея Орлова постаралась выступить в роли тренд-сеттера, став одним из организаторов Общероссийского форума стратегического развития «Города России: вызовы и действия». Мероприятие прошло в середине ноября, собрав представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также экспертов и общественных деятелей со всей страны. Тем самым главе Екатеринбурга в определённой мере удалось сформировать и позитивную повестку дальнейших перспектив третьего мегаполиса страны в условиях доминирования в региональном медиа-пространстве темы СВО.

Одним из политических рисков является до сих пор чётко не артикулированная позиция мэра по поводу дальнейших перспектив формирования городской думы Екатеринбурга, выборы в которую должны пройти в следующем году. На сегодня она состоит из 36 депутатов, половина состава выбирается по мажоритарным округам, а половина – по партийным спискам.

Активно обсуждаемый переход на полное формирование городской думы по одномандатным округам или уменьшение доли партийных списков до четверти состава думы так и остаётся на уровне экспертных разговоров. В свою очередь это обстоятельство не позволяет действующим депутатам перейти к активной подготовке своего переизбрания на новый срок, в том числе и тем, кто полностью лоялен действующему руководству города.

Также осталась до конца не ясной инициатива нынешнего руководителя городской думы Игоря Володина, считающего, что выборы в следующем году надо отменить из-за необходимости экономии бюджетных средств, и продлить полномочия действующего состава думы. Вообще-то инициативы подобного рода должны сначала согласовываться, как минимум, с руководителем города и к тому же – заместителем секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Алексеем Орловым, а лишь потом выдаваться в публичное пространство.

Среди рисков надо отметить и то, как неожиданные снегопады в течение двух дней в двадцатых числах ноября буквально поставили город в огромные пробки, что вызвало много гневных комментариев в социальных сетях. Мэр Екатеринбурга не стал скрывать обнажившуюся проблему, переведя работу коммунальных служб в круглосуточный график и выразив сожаление по поводу распространения гриппа и ОРВИ среди сотрудников обслуживающих дороги предприятий.

Алексей ИГНАТОВ

Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», автор книги «Электоральная машина действующего депутата» (г. Тула)

У нас в Туле есть глава города и глава администрации. Сменился в Туле сити-менеджер. Действующий глава администрации стал первым заместителем губернатора региона Алексея Дюмина: ушёл на повышение. Сейчас обязанности главы исполняет его же первый зам Илья Беспалов. Конкурс на должность сити-менеджера будет объявлен на заседании городской думы 30 ноября.

Если всё состоится в эту дату, то 10 января мы узнаем имя нового главы администрации. Сейчас мнения политологов и экспертов разделились на две большие группы.

Одни считают, что новым сити-менеджером станет действующий «врио», и этому факту есть объективные подтверждения. Беспалов начал активно работать в публичном пространстве, завёл свои аккаунты в соцсетях. Не боится сложных вопросов и ненавязчиво подчёркивает, что в своей работе продолжает личные традиции и дела, начатые его предшественником – поздравляет активистов местного самоуправления, выстраивает под себя управление, и в целом он демонстрирует уверенность и спокойствие. Кроме того, Беспалов 10 лет был замом главы по разным вопросам и имеет большой опыт работы в городской администрации. В принципе, это говорит в его пользу.

Вторая группа экспертов считают, что главой администрации будет совершенно другой человек. «Врио» отработает свою повестку и при новом главе останется замом: сохранит свои позиции, ради этого сейчас и работает. В пользу нового человека тоже есть свои соображения: глава администрации будет назначен на довольно короткий срок, полтора года с небольшим, потому что в сентябре 2024 года пройдут выборы нового состава Тульской городской думы, и та назначит главу администрации со своим сроком полномочий.

В Туле сложилась такая политическая традиция, при которой глава администрации является ещё и секретарём местного отделения партии «Единая Россия», это, в общем-то, общефедеральный тренд. Во многих областных центрах главы города/администрации являются и главами местной «ЕР». Уже более 10 лет в Туле главы администраций – и Евгений Авилов, и Дмитрий Миляев – были городскими лидерами партии власти, скорее всего, и новый глава станет партийным секретарём.

Фактически скоро начинается предвыборная кампания, и очень логично, что глава, встав у руля города и партийного отделения, будет формировать свою команду на этих выборах. Такая многоходовка логична, естественна и характерна для Тулы. Поэтому не исключено, что так и будет. В этом случае во власти потребуется новый человек — яркий, интересный, харизматичный политик.

Кто бы ни был следующим главой тульской администрации, я точно уверен в одном — это обязательно будет туляк. Губернатор Дюмин делает ставку на местные кадры: у нас очень много опытных и талантливых людей, которые способны управлять таким сложным, но очень интересным городом, как Тула.

Соответственно главой администрации города будет туляк, скорее всего мужчина средних лет с хорошим послужным списком и без каких-либо «тёмных пятен» в прошлом. Потому что мы сейчас делаем политический выбор на перспективу уже не столь далёких муниципальных выборов.

Александр МАЛЬКЕВИЧ

Журналист, политолог, член Общественной палаты РФ

Глава администрации города Белгорода Антон Иванов ушёл в отставку. Исполнять обязанности мэра начал первый заместитель главы администрации Валентин Валентинович Демидов. Информация появилась в ТГ-канале губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова. Как человек, который хорошо владеет ситуацией в Белгородской области, скажу сразу, что на заседании правительства региона губернатор подверг мэра областного центра публичной критике.

Просчёты и ошибки мэра в текущей экономической и политической ситуации в России и Белгородской области негативно влияют на общественные настроения и городскую экономику прифронтового региона в период СВО.

Был у мэра ряд просчётов. Критиковали его за ликвидацию троллейбусной системы Белгорода. Встреча с молодёжью в «Октябре»: многих ребят «пригласили» принудительно, а сама встреча была полностью отрепетирована заранее, вплоть до аплодисментов, не говоря уже о вопросах мэру. «Белый квартал»: недовольство жителей и петиция против исторического квартала – детский сад № 36, который находится в центре Белгорода на улице 50-летия Белгородской области, снесут для строительства торгово-офисного здания по проекту «Белого квартала». Волейбольная площадка на Соборной площади: мэр отказался от идеи под давлением общественности.

Но, как ни парадоксально, подчеркну, что изначально решение Гладкова о назначении мэра было оправданным. Из положительных моментов его работы можно выделить следующее: образцовая отработка ЧП 3 июля на ул. Маяковского в Белгороде; организация пунктов временного размещения для беженцев; снижение цен на парковки Белгорода в 31 раз; оперативное размещение жителей в «Белгород-Арене» во время пожара на нефтебазе 1 апреля.

Владимир СЛАТИНОВ

Политолог, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета

Получив на выборах в городском собрании устойчивое и обновлённое большинство из «Единой России», исполнительная власть города взялась за решение долго откладывавшихся проблем территориального устройства Курска, где нарастала асимметрия. Один из трёх округов, Центральный, сильно разросся в последние годы – в нём теперь живёт почти половина населения. Руководство объявило об увеличении числа внутригородских округов. Это должно улучшить качество управления. Кроме того, мэр взял курс на осторожную децентрализацию – на уровень окрадминистраций будут переданы полномочия по организации отлова бездомных животных, контролю за несанкционированной торговлей, вывозу твёрдых бытовых отходов, а также организации конкурсов по распределению средств в рамках программы «Народный бюджет». Фактически Игорь Куцак взял на себя миссию по проведению глубокой административно-территориальной реформы.

В числе заметных событий – завершение масштабного ремонта теплосетей на Ленина, потребовавшее введения ограничений на передвижение транспорта. Главная городская улица постепенно приходит в норму, в следующем году планируется её масштабная реконструкция, призванная кардинально изменить облик центра. Проект будет иметь важное имиджевое значение как для городских, так и для региональных властей, в том числе на фоне явно затянувшейся в нынешнем году реконструкции парка «Патриот».

Стоит отметить усилия городских властей по ускорению спила многочисленных засохших деревьев, превратившихся в острую проблему, а также по решению задач осеннего благоустройства и подготовке к зиме. Новогоднее убранство города в этот раз обещает быть заметным, но скромным – близость зоны СВО и общая атмосфера сформировали консенсус между властями и общественностью относительно формата праздников.

Вызывающее традиционные нарекания горожан начало отопительного сезона было сдвинуто на более ранние сроки из-за холодной осени. И хотя власти некоторых соседних областных центров оказались расторопнее, надо отдать должное курскому руководству в куда большей гибкости и оперативности в решении вопроса о подаче тепла, чем прежде.

Утверждённый на следующий год и ориентировочно – трёхлетку горбюджет обещает быть напряжённым: негативные последствия санкционной политики и замедление экономики скажутся на ресурсных возможностях. Тем важнее приоритеты заявленных целей, особое значение имеют индексация оплаты труда бюджетников и перезревшая реформа транспорта. В обоих случаях мэру придётся активно взаимодействовать с региональным правительством. Отношения с губернатором у руководства города в целом довольно ровные и конструктивные, однако в следующем году реализация важных и знаковых для областного центра проектов потребует большей консолидации усилий и разделения ответственности между уровнями власти и её представителями.

Даниэль АРАКЕЛЯН

Политолог, член экспертного клуба «Центр современной Кавказской политики» (ЦСКП «Кавказ»). Директор аналитического центра «Акценты» (г. Ставрополь)

Отсутствие плохих новостей – тоже хорошая новость, особенно в наше время. Тем не менее, стоит отметить положительные изменения в имидже ставропольского мэра. За последний год Иван Иванович Ульянченко заметно повысил свои управленческие компетенции и вышел на новый уровень отношений с гражданским обществом и бизнесом.

В первые месяцы работы в качестве мэра краевой столицы чувствовалось недостаток знаний и понимания ситуации. Теперь это в прошлом — СМИ сейчас пишут об Ульянченко благожелательно. И это не безосновательно. Иван Иванович грамотно выстроил отношения с застройщиками. В отличие от многих городов, где не продохнуть из-за плотной застройки и не хватает общественных пространств, у нас открываются новые парки и скверы. Ставрополь заметно похорошел.

В городе существует множество бесхозных речушек, которые были заброшены еще с советских времен. Десятилетиями в этой ситуации никто не разбирался и не мог сказать, чья это зона ответственности. А экологи давно били тревогу. Прислушался к ним только Ульянченко и организовал работу по чистке берегов и русел.

Несмотря на финансовые трудности, город не снизил темпов благоустройства и развития городской инфраструктуры. Мэр также активно включился в работу по мобилизации и сбору средств для поддержки семей мобилизованных. Главная надежда, связанная с Иваном Ульянченко – сохранить положительный вектор развития и удерживать темп. Ставрополь продолжает развиваться, несмотря на сложную экономическую обстановку.

Сергей ЧУЕВ

Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой ГиМУ Государственного университета управления (г. Москва)

Администрация города Вологды гибко и решительно проводит политику в новых условиях проведения страной специальной военной операции. Важным является объединение общественных организаций и системы образования города в целях мобилизации граждан вокруг задачи повышения обороноспособности.

Так, совместно с общественной организацией «Бастион» мэрия Вологды открыла курсы по начальной военной подготовке в школе. Отрадно, что мэр Сергей Воропанов одним из первых на них записался и прошёл дополнительную подготовку. Это актуально, поскольку поездки с гуманитарными грузами к воюющим подразделениям российской армии у С. Воропанова регулярны.

Государственное управление в период затянувшейся СВО показывает актуальность включения мобилизационных проектов и механизмов. К сожалению, пока нет массового внедрения по всей стране таких инструментов, и тем более ценны успешные начинания снизу.

Так, важным изменением в политике администрации Вологды является ужесточение дисциплины в системе жизнеобеспечения города. По инициативе мэра в областной закон внесены изменения, которые позволяют с 1 января 2023 года за срыв рейсов лишать перевозчика общественного транспорта лицензии. Раньше власти могли только погрозить пальцем.

Подобная политика в новых реалиях требует изучения и тиражирования по всей стране в случае положительного эффект

Продолжение во второй части статьи ...

Реклама на веке
Кудрин покинул пост главы СП РФ. СМИ прочат ему место в руководстве «Яндекса» Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2022) - часть 2