В мероприятии приняли участие лидеры трех стран. Нефтепровод протяженностью более 1700 километров сможет ежегодно транспортировать в портовые терминалы Джейхана более 50 миллионов тонн нефти. Строительство нефтепровода, проводимое топливным гигантом British Petroleum, длилось в общей сложности 12 лет и стоило компании 4 миллиарда долларов.
Как отмечают эксперты, решающую роль в его сооружении сыграли Соединенные Штаты Америки, оказавшие давление на нефтяной консорциум с целью скорейшей реализации проекта, соответствующего геополитическим интересам Белого дома в закавказском регионе. Проект Баку-Тбилиси-Джейхан стал первым транзитным путем транспортировки топливного сырья в страны Запада, идущим в обход Российской Федерации. По словам турецкого политолога Фатиха Аслана, открытие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан полностью меняет геополитическую ситуацию в регионе. Турецкая экономика получит дополнительно около 200 миллионов долларов в год.
В ближайшие годы с участием иностранных компаний в Турции построят ряд терминалов и трубопроводов. Страна превратится в важнейший энергетический транзитный узел транспортировки углеводородов в Европу. Прокладывая маршрут от Каспийского моря до Средиземноморья, Грузия, Турция и Азербайджан создают новый стратегический союз. Турция становится одним из ключевых игроков в Центральной Азии, а Грузия и Азербайджан стремятся укрепить энергетическую независимость от России, говорит Фатих Аслан.
Одновременно доктор политических наук Вартан Тоганян считает, что строительство нефтепровода - один из серьезнейших проектов современности, имеющий огромное значение для Государств Кавказского региона, прежде всего для стран-добытчиков, но на позициях России это отразится не очень серьезно и не предвещает для нее серьезных экономических ущербов, однако с этого момента страны-экспортеры могут диверсифицировать нефтяные потоки, что в будущем может ослабить ее геополитические и экономические позиции на Кавказе.