18+
  1. Непомерные аппетиты "Трансаэро"

Непомерные аппетиты "Трансаэро"

Непомерные аппетиты "Трансаэро"
За лоббирование интересов компании в министерствах и участие в резонансных судебных процессах платят пассажиры. Последние дни ушедшей недели представитель четверки ведущих авиаперевозчиков России, компания "Трансаэро" не вылезала из судов.

В четверг Арбитражный суд Москвы назначил на 1 октября слушания по иску компании к туроператору "Ланта-Тур". "Трансаэро" хочет получить с банкрота 57,3 млн рублей.

В пятницу юристы перевозчика усиленно готовились к заседанию Девятого арбитражного апелляционного суда, который в понедельник рассматривал жалобу бывшего акционера компании, Эскерхана Муталибова, о взыскании с компании 1,6 млрд рублей за списанные, т.е., по сути, украденные, без его ведома 5% принадлежавших ему акций "Трансаэро".

Хлопотными выдались и выходные. В субботу "Трансаэро" в очередной раз "отметилась" в перечне летных происшествий и накладок - произошел скандал в задержкой багажа туристов, летевших рейсом Пальма де Майорка - Екатеринбург.

Неприятный инцидент произошел в ночь на 18 августа 2012 года. Возвращавшиеся после двухнедельных каникул на Майорке уральцы смогли получить в зоне выдачи багажа лишь небольшую часть принадлежащих им сумок и чемоданов. Объяснять, куда делся остальной багаж, туристам никто не спешил. Все попытки пассажиров найти представителя "Трансаэро" в аэропорту Кольцово не увенчались успехом.

В итоге отдуваться за просчеты компании-перевозчика и предпринимать практические шаги по решению проблем, созданных перевозчиком, вынуждены были.... сотрудники местной таможни.

Вещи "нашлись" через два часа - по словам "ответственных лиц", в самолете заклинило двери багажного отделения и их два(!) часа не могли открыть, чтобы выгрузить чемоданы. Кстати, представители "Трансаэро" так и не появились перед пассажирами, чтобы хотя бы извиниться и дать комментарий по ситуации.

Ни о каких компенсациях за моральный и материальный ущерб речи, конечно же, тоже не шло.

Вообще, анализ основных финансовых показателей "Трансаэро" в 2012 году наводит на некоторые мысли.

Что мы имеем? Второй по величине перевозчик. Работает в сверхдоходном, хоть и зависящем от конъюнктуры сегменте рынка - перевозках по - туристическим направлениям. По идее, должна выбирать большие объемы, но официально в отчетах по РСБУ по итогам 1 полугодия 2012 года продемонстрировала самый низкий рост объемов перевозок из четырех ведущих компаний - 25,8%. Для сравнения - у UtAir рост составил 40,9%. Да и рост рентабельности самый низкий - в 2011 году он составил всего 2,1%, даже ниже, чем в машиностроении. Опять же для сравнения - у "Аэрофлота" этот показатель выше в 3,5 раза, и это при том, что, в отличие от "Трансаэро", эта компания не летает по "отпускным" маршрутам....

Однако, несмотря на самый низкий рост объема перевозок, чистая прибыль "Трансаэро" в 1 полугодии 2012 года возросла на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вопрос - на какие цели идет полученная прибыль? На покупку самолетов? Отчасти - да. В 2011 году были проплачены четыре Боинга-747-8, подписан меморандум на восемь А320 NEO. Объявлено о планах по приобретению шести Суперджетов...

Но есть и другая сторона. Мы видим, что "Трансаэро" с легкостью решает вопросы в Минтрасе и Росавиации, пробивая себе разрешения на новые направления и новые частоты. Италия, Испания, Израиль... И вот уже гендиректор "Аэрофлот" Виталий Савельев с удивлением констатирует:

"За последние полтора года "Аэрофлот" получил 75 допусков на международные рейсы. А, например, "Трансаэр" - 130 допусков. Мы получили 33 отказа Росавиации по новым частотам, а "Трансаэро" - только восемь".

Какое-такое средство умягчило сердца чиновников настолько, что они идут навстречу частной компании в ущерб интересам компании с государственным участием, поддерживать которую - их задача, как говорится, по определению? И как объяснить появление "Трансаэро" в недавней скандальной истории с итальянской Wind Jet, авторами которой многие называли именно Минтранс и структуру супруг Плешаковых?

Оставив в стороне вопрос о поддержке руководством "Трансаэро" зарубежного авиапрома в ущерб отечественному, скажем: в этой ситуации становится понятной структура "бюджета движения денежных средств" компании "Трансаэро". Есть более важные статьи расходов, чем обеспечение комфорта пассажиров и соблюдение графиков полетов. Кстати, по данным Росавиации в июле 2012 года "Трансаэро" по этому показателю заняла лишь четвертое место - было задержано около 200 рейсов, цифра немалая.

К тому же, судя по всему, "Трансаэро" приходится тратить большие средства на репутационные и pr-проекты, в том числе на то, чтобы, как говорят, "держать суды". Последнее особенно актуально - тем более по делу Муталибова. Ведь, как заявил юрист-международник Сергей Левашев из юридической фирмы "Ex more", в случае, если дело будет рассматриваться в Лондонском суде, "часть активов "Трансаэро", которые находятся в Англии, вероятно, будут арестованы. Это у них обычная практика".