Финансовые виражи "Трансаэро"

Сегодня стало известно о том, что компания Трансаэро намерена предложить около 15% своих акций частным инвесторам. Эта информация появилась из источников в Росбанке.

Ожидается, что прибыль от предложенного пакета получат не владельцы Трансаэро, а сама компания. Предполагается, что нынешняя продажа ценных бумаг проводится в преддверии IPO, которое должно пройти в следующем году.

Напомним, что в настоящее время Трансаэро принадлежит семье бизнесменов Плешаковых. Так, 32,81% владеет председатель совета директоров компании Александр Плешаков, около 44% - его жена Ольга, Плешакова, являющаяся гендиректорм компании, 3,25% - мать Плешакова, Татьяна Анодина, которая занимает пост председателя Межгосударственного авиационного комитета.

Ранее предполагалось, что примерно 30% компании принадлежат опальному олигарху Борису Березовскому через ЗАО Борей-2 (19,99%), ЗАО Ратмир+ (12,11%), ООО ПУЭЛА (11,05%) через группу ЛогоВАЗ Однако еще летом было объявлено, что ценные бумаги были выкуплены семьей Плешаковых.

Реклама на веке

Следует отметить, что еще в 1998г. Плешаков заявлял, что лица, связанные с Березовским, пытаются установить контроль над Трансаэро и подчинить его Аэрофлоту. Между тем, в том же году Московский арбитражный суд признал недействительным договор, по которому ЛогоВАЗ приобрел 12,38% акций компании Трансаэро. Было признано, что компании Борей-2, Ратмир+ и Принц-Моторс (контролирующие 32,78% акций Трансаэро) являются афиллированными лицами ЛогоВАЗа. В связи с тем, что ЛогоВАЗ связан с АКБ Объединенный банк, ЗАО Финансовая компания и Аэрофлот - Российские международные авиалинии, было признано, что покупка акций Трансаэро влияла на конкуренцию двух авиакомпаний и требовала разрешения Государственного антимонопольного комитета.

Впрочем, нельзя сказать, что Трансаэро сама вела себя хорошо в отношении своих партнеров. Так, в 2001г. авиакомпания, более 10 лет базировавшаяся в Международном аэропорту Шереметьево (МАШ), заявила, что решила переехать в Домодедово, оставив в МАШ долги, накопленные за 10 лет, и бросив аэропорту как подачку самолет Boeing 737 без двигателей. Естественно, Шереметьево не собиралось с этим мириться и подало в суд.

В августе 2001 года МАШ выиграл первую серию исков, предъявленных к авиакомпании Трансаэро после ее перебазирования в аэропорт Домодедово. Это только пятая часть долга авиакомпании перед МАШ, и аэропорт обещал взыскать с должника все остальное. Данные о величине долга разнились. По словам пресс-секретаря Шереметьево Владислава Лебедева, реструктурированный в 2000 г. долг составлял 177 млн. руб. А глава совета директоров Трансаэро Александр Плешаков заявлял, что аэропорт мог предъявить авиакомпании до 160 млн. руб. В августе 2001 года иск Шереметьево был рассмотрен Орловским арбитражем, который постановил взыскать в пользу МАШ 25,75 млн. руб., невыплаченных в рамках реструктуризации задолженности Трансаэро. В тот же день Московский арбитражный суд решил взыскать с авиакомпании 870 000 руб. за услуги водоснабжения и канализации. Затем тот же суд признал долг Трансаэро перед МАШ в 1,7 млн. руб. за тепловую энергию.

Такой поступок авиакомпании не мог быть положительно рассмотрен ее партнерами. Наверное, поэтому группа ЛУКОЙЛ решила разорвать с ней отношения. Так, в апреле 2002 года авиакомпания ЛУКОЙЛ-авиа, чьи воздушные суда летали под кодом Трансаэро-экспресс, порвала контракт и сама занялась организацией перевозок. Авиакомпания Трансаэро-экспресс, дочерняя компания Трансаэро, занимавшаяся VIP-перевозками, оказалась в ситуации, когда она могла быть ликвидирована. Собственных самолетов у Трансаэро-экспресс не было. Она предоставляла свой сертификат эксплуатанта авиакомпании ЛУКОЙЛ-авиа, у которой раньше не было этого документа, но были самолеты: один Як-42 и три Як-40, оборудованные для перевозок VIP-пассажиров. Роль Трансаэро-экспресс, по словам сотрудника ЛУКОЙЛ-авиа, заключалась в регулярном продлении сертификата и общении с авиачиновниками. За такие услуги, по словам сотрудника ЛУКОЙЛ-авиа, Трансаэро-экспресс получала от компании около $15 000 ежемесячно. По словам представителя ЛУКОЙЛ-авиа, по такой схеме компании сотрудничали несколько лет. Но в 2002 году авиаторы ЛУКОЙЛа решили, что могут обойтись без услуг посредника. В итоге ЛУКОЙЛ-авиа разорвала отношения с Трансаэро-экспресс и смогла получить собственный сертификат. При этом самолеты ЛУКОЙЛ-авиа были исключены из сертификата Трансаэро-экспресс. А так как у дочки Трансаэро не было своих машин, ГСГА приостановила действие ее сертификата.

Как семье Плешаковых удалось выкупить в этом году оставшуюся долю у Березовского, неизвестно. Возможно, плохое финансовое положение олигарха вынудило его расстаться со своими активами. Вообще, консолидацию своих активов Трансаэро начала еще в начале этого года. Так, в январе ООО Трансаэро-Финансы, дочерняя компания перевозчика, за 89,8 млн. руб. выкупило 5,79% акций материнской структуры у офшорной Warlcham Ltd (Британские Виргинские острова), принадлежащей адвокату Сергею Линькову. А уже летом менеджмент авиакомпании вернул себе активы, находящиеся в собственности ЛогоВАЗа.

Как заявил г-н Плешаков агентству Рейтер, в ближайшее время Трансаэро намерено провести IPO на лондонской бирже. Перевозчик намерен разместить 20-30% своих акций и привлечь около $250 млн.

В настоящее время Трансаэро седьмая по величине авиакомпания в России по итогам 2005 г. За прошлый год перевезла 1,57 млн. пассажиров, получив 9,88 млрд. руб. выручки и 179,75 млн. руб. чистой прибыли по РСБУ.

Предстоящая продажа акций инвесторам предполагает таким образом повысить капитализацию Трансаэро. В настоящий момент стоимость авиахолдинга оценивается экспертами приблизительно в $800 млн.

Реклама на веке
Национальная система разгильдяйства Уральский передел