18+
  1. Новые цирковые олигархи

Новые цирковые олигархи

Новые цирковые олигархи
Политику часто сравнивают с цирком, между тем, в настоящем манеже тоже случается совсем не бутафорская борьба за власть. Недавно директор Большого Московского государственного цирка и дрессировщик Эдгар Запашный внезапно заявил, что Росгосцирку необходимы реформы.

ЦитатаЗачем дрессировщикам братьям Запашным срочно понадобилась репутация «эффективных менеджеров»Конец цитаты А именно – пора ставить новые, качественные номера и расставаться с «балластом» - лишними сотрудниками и прочими «бездарностями». Ответ официальных лиц Росгосцирка дрессировщику, в стиле: кто плохой артист, а кто хороший - покажет время, не заставил себя долго ждать. Куда в итоге может уехать отечественный цирк и что вскоре может заставить плакать даже самых веселых клоунов, попытался понять наш обозреватель, Роман Леонтьев.

Слова Эдгара Запашного, кажутся вполне закономерными и привычными для нашей страны - знаменитый дрессировщик критикует нерадивых чиновников, герой борется против Системы. Молодец! Но это только на первый взгляд, в самой цирковой среде к словам Запашного отнеслись настороженно, и можно с уверенностью говорить -сторонников среди большинства коллег он вряд ли найдет.

Оказалось, что советская система работы «Союзгосцирка», наследником которой выступает государственный Росгосцирк, до сих пор эффективна и в ее сохранении заинтересованно большинство артистов. Цирковой менеджмент – довольно специфический, закрытый мир. Судите сами, подготовка полноценной программы требует несколько лет и немалых затрат на костюмы, оборудование, животных, рекламу. Все это время артисты и животные должны что-то кушать, где-то жить и выступать. Второй раз в город с одним и тем же представлением можно приезжать только через пять лет, когда подрастет новый зритель. Существует четкий гастрольный график, расписанный заранее, еще в этой схеме много тонкостей, личных взаимоотношений, даже интриг. Для всех цирковых артистов это очевидно, поэтому акционирование и приватизация их больше пугают, чем воодушевляют.

Росгосцирк не только административная структура, но и хранитель традиций российского Цирка, в первую очередь, благодаря госфинансированию, ежегодно из бюджета Росгосцирк получает 700 миллионов рублей. В сфере его ответственности - подготовка молодых артистов, закупка животных для программ, страховая, юридическая и социальная защита артистов, а бюджетные средства покрывают только половину расходов. Тем не менее, глава Росгосцирка Фарзана Халилова, недавно заявила, что впервые за 10 лет, Росгосцирк в 2012 году вышел в плюс, заработав 58 миллионов. А если бы не платил по долгам, которые оставили прежние управляющие команды, заработал бы больше.

Через модернизацию к приватизации

Тогда для чего регулярно поднимается вопрос о спасении отечественного циркового искусства и реформах в Росгосцирке? Все просто до неприличия. Так называемые «проблемы» Росгосцирка, о которых говорят уважаемые и известные в стране люди,

происходят из двух его самых ценных активов – недвижимости и системы подготовки артистов в Центре циркового искусства. Не будет Росгосцирка – исчезнут, прежде всего, эти две важнейшие вещи. Произойдет это без всяких фокусов, по готовому сценарию: сначала разговоры о модернизации и необходимости перемен, которые почему-то неизбежно заканчиваются акционированием и приватизацией.

Здания цирков – пожалуй, основная причина, из-за которой цирковой вопрос периодически всплывает на поверхность и появляется очередной Мессия, гарантирующий светлое будущее. Все цирки находятся на центральных улицах крупнейших российских городов. Нельзя исключать, что региональные власти, получив такой объект недвижимости, откроют там очередной торгово-развлекательный центр. Подобные желания возникают у мэров и губернаторов довольно часто, достаточно вспомнить скандал вокруг Владивостокского и Краснодарского цирков. Главный аргумент в пользу передачи цирков регионам - состояние их зданий, в которых по 40 лет не проводился ремонт. Но помещения и земля под ними находятся в федеральной собственности, и по закону не имеют права финансироваться из региональных бюджетов., так что получается замкнутый круг.

Вместе с тем, нельзя не заметить одну важную закономерность. Ярыми поборниками модернизации и эффективности попеременно выступают, главным образом, руководители формально независимых от Росгосцирка арен: Цирка на Цветном бульваре, Цирка на Вернадского и Санкт-Петербургского. Дрессировщики братья Аскольд и Эдгар Запашные, с помощью агрессивной рекламы буквально на глазах превратившиеся из молодых плейбоев, и героев скандальных публикаций «желтой прессы», в чуть ли не в главных цирковых артистов страны. Братья набрали административный вес, на последних президентских выборах Эдгар Запашный даже стал доверенным лицом Владимира Путина. Назначение Эдгара Запашного директором Большого Московского государственного цирка также не обошлось без поддержки высоких покровителей. В итоге может сложиться ошибочное мнение, что они представляют все лучшее и прогрессивное в нашем цирке, что они самые великие дрессировщики в мире. Такой имидж, безусловно, льстит любому артисту, но Эдгару Запашному теперь потребовалась еще и репутация эффективного менеджера.

Что стало причиной, личные амбиции или влияние со стороны - сложно утверждать, но в цирковой среде ни для кого не секрет, что поддержку братьям Запашным уже много оказывает певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Немного цирковой экономики. Качественное, раскрученное шоу может принести 200-300% чистой прибыли, это десятки миллионов рублей, причем всего за пару месяцев. Но подготовка такой программы стоит немалых средств: дорогой реквизит и оборудование делаются на заказ, много денег требуется на рекламу, плюс аренда помещений. Отечественные банкиры неохотно дают кредиты даже нефтяным компаниям, что же говорить про циркачей. Поэтому Кобзон нередко выступает в роли продюсера, ссужая деньги талантливым артистам, как шепчутся за кулисами, депутат вложил в шоу Запашных не один миллион долларов. Возможно, Иосиф Давыдович разглядел в Эдгаре Запашном большой потенциал и, как человек мыслящий государственными интересами, давно понял - инвестиции в талантливого дрессировщика вернутся сторицей, если Запашный возьмется спасать российский цирк с помощью своего эффективного менеджмента.

Цирковые олигархи и крепостные артисты

Как человек выросший на арене, Запашный не может не понимать одну простую вещь. В случае поспешного акционирования и приватизации, российский Цирк неизбежно превратится исключительно в столичный аттракцион, сохранятся несколько частных цирков – владельцев зданий, а теплое помещение в нашем климате – это практически все. В результате, появятся «цирковые олигархи», на их роль наверняка будут претендовать директора столичных цирков. Судьба молодых артистов в данном случае будет незавидна, прав у них будет не больше, чем у актеров крепостного театра. Это конечно не значит, что их будут заставлять работать за еду, но перспективы прославиться, создать свое шоу будут для них практически равны нулю. Если актеры театра и кино могут сниматься в сериалах, рекламе, вести корпоративы, цирковым артистам нужен манеж, дорогостоящее оборудование, реквизит, костюмы. Пусть даже они будут 100 раз талантливы, куда им податься, если рынок будет монополизирован несколькими частными цирками, их владельцы вряд ли будут заинтересованы в появлении новых конкурентов. Количество цирковых профессий сильно сократится: перед многими станет выбор, или уезжать за рубеж или уходить с арены. Поэтому, когда директор цирка на Цветном Бульваре Максим Никулин или Эдгар Запашный начинают говорить об упадке российского цирка, обвиняя в этом Росгосцирк, они, как минимум, ничего не теряют. Более того, вряд ли Запашный не понимает, что кризис циркового искусства - объективный процесс.

Реформа вместо революции

Очевидно, что Цирк уже никогда не будет занимать прежнее место, изменился мир, изменились развлечения и предпочтения людей. Дети все больше увлечены компьютерными играми, экзотических животных можно чуть ли не круглосуточно наблюдать дома на телеканалах Animal Рlanet и Discovery, а видео-эффекты современного кино дадут фору любым фокусам.

Государство небезразлично к тому, что происходит вокруг манежа, потому что Русский Цирк - один из символов нашей страны за рубежом, известный и любимый во всем мире бренд. Уничтожить его из-за того, что кому-то не дает покоя дорогая недвижимость Росгосцирка, было бы просто глупо, но варианты для коммерческого развития, кроме Москвы и Питера и еще может быть трех-четырех городов в России, ограничены доходами населения. Приводить в пример тот же успешного «Дю Солей» не совсем уместно. Во-первых, цена на билеты не менее 100 долларов, а во-вторых, гастрольная деятельность для него не главное – основная касса делается в Лас-Вегасе, «мировой столице развлечений», где постоянно выступает первый состав и главные звезды. В России все намного проще, за исключением Москвы, цена 1000 рублей за билет на цирковое представление, причем на самые лучшие места, роскошь, недоступная большинству семей.

Переход Росгосцирка на полностью коммерческие отношения со временем неизбежен, принятая в 2012 году «Концепции развития циркового дела в Российской Федерации до 2020 года», хотя это явно не декларирует, но предполагает. К этому сроку российские цирки должны выйти на полную самоокупаемость, реальным этот план выглядит только в случае сохранения Росгосцирка. Говоря проще, то что происходит сейчас в цирковой среде, это так скажем, наименее болезненный путь в новую реальность.

Уместна аналогия с российской приватизацией, когда государство по рецептам Анатолия Чубайса за бесценок раздало промышленные предприятия избранным бизнесменам и чиновникам, чтобы побыстрее перейти к эффективной рыночной экономике. В чем на деле заключалась такая «эффективность» все узнали очень быстро. С другой стороны есть путь Китая, где реформы проводились под контролем государства планомерно, и результат получился более впечатляющий. На сегодняшний день руководство Росгосцирка скорее пытается идти по китайскому пути, избегая поспешных решений и действуя в интересах большинства артистов, а не избранных звезд. Если кого-то это не устраивает, выход один - построить свой цирк. В конце концов, каждый имеет право на собственное мнение и персональный успех, но даже благие самые пожелания в последнее время очень часто служат прикрытием для циничного бизнеса.