Как заявил в интервью "Веку" замдиректора Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов, в администрации президента уже определены сроки проведения этих референдумов. В марте 2007 года состоится референдум об объединении Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью, в декабре 2007 года (одновременно с думскими выборами) - Республики Алтай с Алтайским краем, в марте 2008 года (одновременно с президентскими выборами) - Ненецкого округа с Архангельской областью.
Объединительные референдумы уже прошли целом ряде субъектов РФ: 7 декабря 2003 года за объединение в Пермский край проголосовали жители Пермской области и Коми-Пермяцкого округа, 17 апреля 2005 года - Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов, 23 октября 2005 года - Камчатской области и Корякского округа, 16 апреля 2006 года - Иркутской области и Усть-Ордынского округа. При этом юридически образование Пермского края завершится 31 января 2007 года, нового Красноярского и Камчатского краев - 31 декабря 2007 года, Иркутского края - в 2008 году.
Изначально объединительные процессы планировалось провести в отношении т.н. сложносоставных субъектов РФ краев и областей, включающих в свой состав автономные округа (ч. 4 ст. 66). Считалось, что когда округ одновременно имеет статусы субъекта Федерации и территориальной единицы края, области, возникают трудноразрешимые управленческие и правовые проблемы. Все можно было бы урегулировать договорами, но решили, что проще лишить округа статуса субъектов Федерации через объединение с краем, областями, т.е. фактически присоединение. Объединять решили все округа, входящие в области и край, кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого, в которых живут 2 млн. россиян: если их объединить с 1,3 млн. жителей Тюменской области, то получался слишком крутой субъект, к тому же очень богатый - так усиливать одного губернатора никому не нужно. Напротив, разумно их вообще отделить от Тюменской области, заявил Иванов "Веку", напомнив, что еще 1993-97 годах Конституционный суд РФ подтверждал, что в состав краев и областей входят все автономные округа, кроме Чукотского, в отношении которого на момент принятия Конституции 1993 года имелся закон о его выводе из Магаданской области (похоже, Роман Абрамович знал, какой округ выбрать).
Впрочем, на округах объединительные процессы не остановились: дело в том, что до 1990 года в состав областей и краев входил и целый ряд нынешних автономных республик (Горный Алтай, Адыгея и другие).
Кстати, практически во всех объединяемых регионах титульные нации по переписи 2002 года составляют меньшинство населения (в Эвенкийском - 21,5%, Долгано-Ненецком - 21,6%, Корякском - 26,7%, Усть-Ордынском Бурятском - 39,6%, Республике Алтай - 30,6%), только в Коми-Пермяцком и Агинском Бурятском округах они составляют 59% и 62,5% соответственно.
На Алтае подготовка к объединению началась в начале августа: в республику приезжала заместитель сибирского полпреда Любовь Бурда, обсуждавшая вопрос с главным федеральным инспектором в Республике Алтай Александром Завьяловым. Дело в том, что глава Республики Алтай Александр Бердников при утверждении в должности обещал не инициировать вопрос о слиянии с краем, а спикер Госсобрания республики называл соответствующие предложения неуместными и оскорбительными для алтайского народа. Теперь же алтайские националисты из организации "Эне Тил" ("Мать-земля") грозят созвать внеочередной курултай (съезд) с приглашением на него своих тюркоязычных братьев (якутов, тувинцев, хакасов, татар и башкир) и бурят с целью объединить коренные малочисленные народы в деле защиты конституционного статуса республик в составе России, а также обратиться в международные правозащитные организации.
Алтайцы, конечно, будут протестовать. Но у власти на это есть хороший ответ. Пропагандистскую кампанию по объединению поручено вести "Газпрому", который собирается строить газопровод в Китай через территорию республики. Так что деньги на умиротворение найдутся, заявляет "Веку" политолог Виталий Иванов.
А 7 августа депутаты Ненецкого округа единогласно утвердили губернатором Валерия Потапенко. Выступая перед депутатами, новый губернатор не исключил перспектив объединения с Архангельской областью, против которого выступал предыдущий глава округа Алексей Баринов, который снят с должности в связи с недавно возбужденным уголовным делом о махинациях 5-6-летней давности. А в ближайшее время Потапенко встретится с архангельским губернатором Николаем Киселевым, и в сентябре 2006 года они подпишут соглашение о разграничении полномочий. Потапенко считается представителем "Роснефти". Именно "Роснефть" станет главным донором агитационной кампании по объединению Ненецкого округа с Архангельском. Проблемы здесь, конечно, будут, ведь в округе уровень жизни выше, чем в области, а до сих пор присоединяемые округа были беднее областей, уверен Виталий Иванов.
Что касается возможных объединений после 2008 года, то политолог считает, что велика вероятность объединения с Красноярским краем еще и Хакасии, где хакасы составляют лишь 12% (хотя в Красноярске вовсе не спешат вешать себе на шею еще один субъект, говорит Иванов). А после ухода Абрамовича из чукотских губернаторов станет возможно и присоединение Чукотки к Магаданской области. Присоединение же Адыгеи к Краснодарскому краю маловероятно: хотя в республике адыгейцы и составляют всего 24,2%, никто не хочет ворошить Кавказ, хотя после окончания полномочий адыгейского президента Хазрета Совмена в январе 2007 года могут возобновиться дискуссии на эту тему. Вряд ли объединят с Хабаровским краем и Еврейскую автономную область: хотя евреи там и составляют всего 1,2% населения, ее ликвидация может вызвать со стороны недругов России в мире обвинения в "антисемитизме". Не будет и ликвидации Карелии, где карелы составляют всего 9,2%: это может испортить отношения с дружественной Финляндией. Когда же закончится объединение национальных регионов, возникнут и идеи объединения русских областей: проект разделения бедной Курганской области между двумя богатыми Свердловской и Челябинской уже предлагался Кремлю свердловским губернатором Эдуардом Росселем. Замдиректора Центра политической конъюнктуры считает также разумным присоединение к Москве городов ближайшего Подмосковья с разделением остальной территории области между соседними регионами: Иначе получается юридический нонсенс: все органы власти Подмосковья находятся в другом субъекте РФ Москве.