Предложение снизить пошлины на ввоз новых иномарок содержится в документе «Основные направления таможенно-тарифной политики», который в понедельник рассматривался на заседании бюджетной комиссии под председательством Владимира Путина. Как пишут «Ведомости», документ в целом одобрен и в мае будет вынесен на заседание правительства.
Источники издания сообщили, что тарифная политика государства будет направлена на стимулирование внутреннего производства автомобилей и снижение доли импорта в потреблении. Поэтому пошлина на импортные машины ни в этом, ни в следующем году снижена не будет.
Однако, это решение не вечно, и пошлины на новые импортные автомобили могут быть понижены по мере того, как импорт будет вытесняться. А вот высокие ставки на подержанные иномарки должны сохраниться, уверены в Минэкономразвития, так как «нельзя делать российский рынок свалкой для иностранных авто старше пяти лет».
Напомним, что пошлины на иномарки были повышены 12 января с 25% до 30-35%. В итоге новые машины существенно подорожали, а ввоз подержанных автомобилей, на которые установлены запретительные пошлины, с тех пор почти прекратился. Это решение спровоцировало массовые акции протеста автомобилистов по всей стране. Наиболее крупные митинги прошли на Дальнем Востоке.
Чтобы хоть как-то сгладить социальную напряженность, правительство приняло решение субсидировать ставки по кредитам на некоторые автомобили, которые производятся в России. В этот льготный список вошли весь модельный ряд АвтоВАЗа, UAZ Hunter, а также Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia. Ставка по кредиту на эти модели для покупателя составляет чуть больше 8% годовых. Правда, заемщик должен внести первоначальный взнос не менее 30% от цены машины.
Впрочем, как пишет «Российская газета», например, в Приморском крае до сих пор не оформлено ни одного льготного автокредита. Как заявили изданию в официальном представительстве «АвтоВАЗа» компании «Даль-Лада», есть примеры покупки автомобилей за наличные со стопроцентной оплатой, но за кредитами не обращаются. Дальневосточники интересуются «Нивами», «пятерками» и «семерками». «Дилеры считают, что имеют дело с очень маленькой нишей приверженцев отечественных автомобилей: привык человек ездить по тайге или на рыбалку на «Ниве», вот и покупает ее опять», - пишет «РГ».
Сибиряков не устраивает качество включенных в «льготный список» автомобилей. Они предпочитают покупать автомобили марки Nissan и Toyota, которые не входят в государственную программу по кредитованию.
Впрочем, в правительстве уверены, что повышение пошлин уже дает положительный эффект. Так, объем продаж российских моделей возрос: например, Lada Priora - на 5%, Lada 4 × 4 - на 1%. А, например, за первый квартал продажи всех моделей Toyota упали на 46%. Хорошие результаты только у Camry – продажи выросли на 58%. Это потому, что данная модель производится в России и не подорожала.
Аналитики уверены, что рост спроса на российские машины начнется уж летом, когда дилеры распродадут модели 2008 года, которые еще завозились по старым пошлинам.
Однако статистика свидетельствует, что число россиян, которые хотели бы купить или поменять автомобиль, сокращается. По данным опроса компании Nielsen, уже в апреле отложить покупку машины в долгий ящик намерены 51% респондентов. Полгода назад таковых было 31%. А 27% и вовсе рассчитывают вернуться к идее покупки машины не ранее, чем через три-четыре года (в октябре таких было 19%). В течение года обзавестись машиной рассчитывают 29% опрошенных, ранее такую цель себе ставили 37% респондентов.
При этом, согласно опросу, все большее число россиян склоняются именно к покупке новых автомобилей. В октябре новинкам предпочтение отдавали 70% респондентов, сейчас 77%.