При столкновении «Хельге Ингстад» получил огромную пробоину по правому борту, на которую не удалось наложить заплату, потерял управление и стал погружаться в воду. На борту фрегата находились 137 человек экипажа, 127 из которых были эвакуированы. Десять человек остались на борту фрегата. С танкера была вызвана помощь, и портовые буксиры подтянули фрегат к отмели, где он и затонул, почти полностью погрузившись в море. Танкер в результате столкновения не пострадал, что не удивительно, если учесть его гигантские размеры (250×44 м). Водоизмещение танкера 113 тыс. тонн, а фрегата – всего лишь 5 тыс. 700 тонн.
Норвежский фрегат мог столкнуться еще с двумя судами. Впереди супертанкера также на выход из порта Бергена шли грузопассажирское судно Silver Firda и грузовое судно Vestbris. Ну, а «Хельге Ингстад» держал курс на Хоконсверн, главную военно-морскую базу Норвегии, расположенную в 8 км юго-западнее Бергена.
Шедшие навстречу фрегату суда шли с включенными, как и положено в ночное время, ходовыми огнями и передавали сигналы на идентификационную систему АИС, не представляя никакой опасности, как говорится, для встречных и поперечных.
Согласно Международным правилам предупреждения столкновений судов в море (МППСС) военные корабли и гражданские суда в темное время суток выставляют ходовые огни. Корабельная и судовая вахта должна видеть не силуэт судна, а его навигационные огни. Видимость оценивается как плохая, если не видно ходовых огней из-за тумана, снега и дождя. Так вот, в данном случае на траверзе Бергена была полная ночная видимость. Иными словами, включи ходовые огни и радары и плыви спокойно.
Вооруженный до зубов управляемым ракетным оружием «Хельге Ингстад» шел навстречу трем мирным судам, перерезая их курс слева направо. При этом военный корабль шел с выключенным транспондером и в силу своей стелс-конструкции был практически невидим для их радаров. Фрегат едва не с толкнулся с Silver Firda, но судно успело проскочить у него, так сказать, под носом.
Когда на радарах танкера обрисовался вплотную приблизившийся фрегат, то с танкера попросили военных моряков повернуть вправо, в сторону берега. Но вахтенный офицер фрегата отказался это сделать:
«00:08[Сола (танкер)] Fedje VTS (наземной службе контроля), это танкер Сола
00:15[fedje(служба контроля)] fedje отвечает.
00:19[Сола] Что за корабль сейчас приближается к нам ? Слегка слева.
00:38[fedje] Нет, что за... у меня нет информации о нём. Но я вижу его на моём экране.
00:51[Сола] Нет информации о нём? Хм... Ок. (на фрегате был отключён транспондер – ред.)
01:53[fedje] Это должен быть Helge Ingstad, он пришел с севера раньше
02:03[fedje] Helge Ingstad, вы слышите Сола ТС ?
02:07[ingstad (фрегат)] Helge Instad отвечает
02:09[Сола] Это вы сейчас приближаетесь к нам ?
[ingstad] Да, правильно.
[Сола] Поверните направо немедленно.
02:16[ingstad] Нет, тогда мы слишком приблизимся к строениям.
02:21[Сола] Если это вы сейчас приближаетесь, поворачивайте направо!
02:34[ingstad] Я поверну на несколько градусов направо, когда мы пройдём... эх... пройдём... эх...
02:50[Сола] Helge Instad, вы должны немедленно действовать. Мы быстро сближаемся.
03:07[Сола] Helge Ingstad, поворачивайте!
03:09[Сола] Ок, сейчас будет столкновение
03:27[Сола] Это похоже был военный корабль. Мы ударили его (спокойным голосом).
03:36[fedje] Принято».
На российских военно-морских форумах пытаются понять, в чем причина того, что образцово-показательный фрегат НАТО осознал грозящую опасность только в момент столкновения. Что подвело норвежцев – непрофессионализм, пьянка после удачных учений или зловещие русские хакеры?
Однако обратим внимание на другое. На то, что это уже не первый случай, когда оснащенный грозным ударным вооружением военный корабль получает серьезные повреждения, причем не от равного ему по боевой мощи противника.
Осенью 2000 года американский эсминец «Коул» (эскадренный миноносец УРО типа «Арли Бёрк») был атакован в порту Адена небольшим катером из стеклопластика, управляемым двумя смертниками и начиненным 300 кг взрывчатки.
В результате взрыва в корпусе корабля с левого борта образовалась пробоина 6×12 м, были затоплены кубрики и каюты экипажа, выведены из строя двигатели, гребной вал, пострадало помещение столовой. Эсминец накренился на четыре градуса на левый борт. Начался пожар, но команда мужественно боролась за живучесть и спасла корабль. Погибли 17 человек из команды корабля.
В 2012 году американский эсминец «Портер», также типа «Арли Бёрк», столкнулся в Ормузском проливе с японским нефтяным танкером и получил огромную вмятину в борту.
Все дело в том, что современные боевые корабли уже давно не несут тяжелого бронирования, их корпуса изготовлены из довольно тонкой листовой стали и покрыты специальным пластиком – кевларом, из которого делают бронежилеты, предохраняющие от пистолетных пуль.
Безусловно, если бы корпус «Хельге Ингстада» был сделан из крупповской броневой стали толщиной 10-15 см, как на линейных крейсерах времен Первой и Второй мировых войн, то фрегат ни в коем случае бы не затонул, столкнувшись с гигантским танкером.
Конечно, фрегат, это далеко не линейный крейсер, а просто сторожевик. Но даже на легких британских крейсерах типа «Саутгемптон», спущенных на воду в 30-х годах, толщина броневого пояса, прикрывавшего 90% длины борта и опускавшегося почти на метр ниже ватерлинии, была не менее 10 см.
Кстати, и сталь на боевых кораблях тех времен была не в пример нынешней. Как известно, «Хельге Ингстад» это фрегат типа «Фритьоф Нансен», который изготовлен на испанских и норвежских верфях на основе испанских фрегатов типа «Альваро де Базан», корпус которых сделан из листовой стали типа «AH 36». На корабле имеется «конструктивная» кевларовая защита жизненно важных помещений. Кевлар не может, как известно, противостоять даже выстрелу из штурмовой винтовки.
Интересно, что весь мировой рынок стали марки «AH 36» заполнен предложениями китайского производителя, компании GNEE из города Тянцзинь. Причина – более доступные цены, чем, скажем, у уважаемой британской фирмы Masteel UK Limited.
Наверняка норвежские военные проведут тщательное расследование причин не только столкновения фрегата с танкером, но и столь тяжких последствий этого. У фрегата по сути была пропорота почти треть борта, и спасти его не было никакой возможности. Не удивлюсь, если в ходе расследования выяснится, что испано-норвежские кораблестроители сэкономили на листовой стали и приобрели ее у китайцев. И вышло, как оказалось, дешево и - в прямом смысле – сердито.
В военно-морской экспертной среде уже давно ведутся разговоры о том, что боевые корабли будущего должны иметь наряду с современным ракетным вооружением и радарами тяжелое бронирование, чтобы дольше и успешнее выдерживать удары противника. Но все дело в том, что прямых столкновений с равным противником у современных боевых кораблей в последние десятилетия нет, если не считать давней Фолклендской войны и относительно недавнего боя российской эскадры малых ракетных катеров с такими же грузинскими катерами. Как известно, британский эсминец «Шеффилд» пошел ко дну от попадания ракеты «Экзосе», которая даже не взорвалась, а грузинский катер утонул после попадания зенитной ракеты с российского катера «Мираж».
Как бы то ни было, ясно одно. Против могущественных современных ударных кораблей есть весьма эффективное оружие. Конечно, это не гигантские супертанкеры, с которыми столкнуться боевой корабль может только лишь по исключительному разгильдяйству команды.
А вот небольшой и на вид вполне мирный катер с взрывчаткой или малый ракетный катер в случае сближения с огромным эсминцем или фрегатом вполне могут пустить его ко дну.
Кстати, совсем недавно, в конце октября, в Персидском заливе два иранских ракетных катера типа «Зольфагар» из состава ВМС Корпуса стражей исламской революции пошли на сближение с американским УДК «Эссекс» в тот момент, когда на его борт прибыл глава центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) генерал Джозеф Вотел.
При желании иранские катера могли если не уничтожить американский десантный корабль, то по меньшей мере надолго вывести его из строя и убить высокопоставленного генерала.
В годы холодной войны советские артиллерийские крейсеры сопровождали американские ударные авианосные группы, чтобы, в час «Х» за считанные минуты нанести по авианосцу серию залпов главным калибром и вывести из строя взлетную палубу, после чего грозный авианосец стал бы ни на что не годен.
Возможно, эта практика возродится, но на ином уровне. Вряд ли за натовскими эскадрами будут ходить по пятам супертанкеры, достаточно двух-трех малых ракетных катеров, чтобы вооруженные до зубов фрегаты и эсминцы с корпусами из китайского листового железа чувствовали себя неуютно.