Эффективность господдержки создания в России ОЭЗ низка, часть средств ОАО «Особые экономические зоны» направляло на организацию непрофильных компаний и вкладывало в финансовые активы.
Такой вывод аудиторы ведомства сделали по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования в 2011 году и первом полугодии 2012 года мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития».
Анализ, проведенный Счетной палатой, показал, что по состоянию на 1 июля 2012 года общий объем вложений из федерального и региональных бюджетов составил 115,4 миллиарда рублей. При этом еще 33,7 миллиарда рублей не освоено, «из них 19,1 миллиарда – незаконтрактованы, что свидетельствует о низком уровне эффективности использования государственной поддержки на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ».
«Причинами является то, что ОАО «ОЭЗ» и его дочерними компаниями в установленные сроки не проведены запланированные конкурсные процедуры в связи с несвоевременным утверждением участниками соглашений о создании ОЭЗ перечней объектов строительства», – говорится в сообщении контрольно-счетного ведомства.
Также, сообщает СП, по различным причинам перенесены сроки строительства ряда объектов инфраструктуры ОЭЗ в Санкт-Петербурге и Москве, республиках Алтай и Бурятия, в Самарской и Липецкой областях, в том числе из-за длительного решения множества вопросов земельно-имущественного характера на местах.
Общий объем отвлеченных ОАО «ОЭЗ» и его дочерними предприятиями государственных средств, по данным Счетной палаты, составил 45,9 миллиарда рублей. «Эти средства направлялись на осуществление ОАО «ОЭЗ» финансовых вложений, не связанных со строительством объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ. А именно они направлялись на создание непрофильных дочерних акционерных обществ (не выполняющих полномочия по управлению ОЭЗ), предоставление займов дочерним акционерным обществам, приобретение банковских векселей, а также размещение свободных денежных средств в коммерческих банках на условиях срочных депозитов и неснижаемых остатков», – указывает Счетная палата. По состоянию на 1 июля текущего года на депозитах находилось 40,9 миллиарда рублей.
«Доход от вкладов за весь период составил 9,4 миллиарда рублей. Для строительства инфраструктуры ОЭЗ эти средства не используются», – констатируют аудиторы.
Кроме того, аудиторы СП сомневаются, что строительство инфраструктуры будет завершено к 2015 году, как это было запланировано. «При плане 223 объекта введено в эксплуатацию 144, работы выполнены на 73 миллиарда рублей государственных средств (40% плановой стоимости объектов)», - разочарованы в ведомстве.
Более того, даже введенные в эксплуатацию объекты инфраструктуры используются не на полную мощность. Так, объекты теплоснабжения используются на 32,9%, водоснабжения – в среднем на 57,5%, административные площади – на 71,5% а таможенная инфраструктура – на 66%. Соответственно, эксплуатационные расходы общества и дочерних компаний превышают доходы от эксплуатации земель и объектов в 2,6 раза, констатируют в СП.
В Особых экономических зонах зарегистрирован 301 резидент, их инвестиции в проекты составили 55,3 миллиарда рублей, создано 6,7 тысячи рабочих мест, при этом зарплата пока не отличается от средней по регионам, где созданы ОЭЗ, а где-то и существенно ниже. Резидентами технико-внедренческих зон получены 350 патентов на различные разработки.
За весь период налоговые отчисления резидентов составили 6,3 миллиарда рублей, а полученные ими льготы – 5,3 миллиарда. «Экономический эффект от создания ОЭЗ на сегодня составляет 0,68%», –пришли к неутешительному выводу аудиторы.
К сожалению, в России пока не смогли реализовать потенциал инструмента ОЭЗ, согласен с выводами аудиторов партнер Strategy Partners Group Алексей Праздничных. «ОЭЗ должны быть оазисами, но результаты выглядят скромнее по сравнению с наиболее успешными регионами, которые сами привлекают инвестиции, например, Калужской областью», - приводит слова эксперта РБКdaily.
По его словам, существует четыре причины неудачи с ОЭЗ. Во-первых, управлять свободной экономической зоной должны профессиональные управляющие; во-вторых, ОЭЗ должны конкурировать с аналогичными зонами в других странах. «Они должны находиться в наиболее конкурентоспособных регионах, инфраструктура должна быть лучшей в стране, иначе инвестор найдет гораздо более привлекательную территорию», — уверен он.
Не менее важная причина — переоценка значения налоговых льгот. По опросам международных компаний, налоговые льготы не попадут даже в тройку факторов, важных при вложении инвестиций, говорит А. Праздничных. Наконец, четвертая причина — отсутствие четкой концепции и агрессивной политики по продвижению ОЭЗ. «Когда инструмент только создавался, их было слышно и видно, а в последние годы это все куда-то исчезло», — сетует он.
В то же время министерство экономического развития (МЭР) РФ уже отреагировало на критику Счетной палатой (СП) РФ по расходованию бюджетных средств на особые экономические зоны (ОЭЗ), сообщает издание.
«В Минэкономразвития не могут в полной мере согласиться с оценками Счетной палаты и рядом показателей, приведенных в ее докладе, о чем будет направлено официальное обращение», - ответили в министерстве на критику ведомства Сергея Степашина. Например, в рамках функционирования особых экономических зон не создавались непрофильные дочерние структуры, настаивают в министерстве.
«Созданные дочерние общества занимаются своей уставной деятельностью, связанной с проектированием и строительством объектов инфраструктуры ОЭЗ, что полностью соответствует требованиям федерального законодательства», - отмечают в МЭР.
Не согласны в экономическом ведомстве и с оценкой неготовности инфраструктуры. «Объекты инфраструктуры особых зон создаются синхронизированно, с учетом конкретных потребностей действующих и потенциальных инвесторов. В связи с этим Минэкономразвития не ставилась задача по разработке плановых показателей необходимого количества объектов строительства на территории ОЭЗ», - отметили в МЭР.
ОАО «ОЭЗ» предпочло не комментировать выводы Счетной палаты до тех пор, пока результаты мониторинга не будут официально им предоставлены.