Между тем, эксперты и дальнобойщики утверждают, что запрет на передвижение грузовых автомобилей по Москве в дневное время, что является составной частью «антипробочного» плана нового мэра столицы Сергея Собянина, приведет к дефициту товаров и росту цен на них, но эффекта не даст.
Опубликованный во вторник на сайте правительства Москвы комплексный план по решению транспортных проблем мегаполиса, в частности, предусматривает организацию перехватывающих парковок и строительство многоуровневых паркингов, увеличение в Москве числа улиц с полосами движения для общественного транспорта, оптимизацию на наиболее сложных перекрестках светофорного регулирования, запрет на передвижение по Москве грузовых автомобилей в утреннее, дневное и вечернее время суток.
Благие, вроде бы, намерения, не правда ли? Однако эксперты скептически отнеслись к предполагаемым новациям, призванным улучшить автомобильное движение на улицах Москвы.
Пессимизм у аналитиков, в частности, вызывает предложенное Сергеем Собяниным введение запрета на передвижение по Москве грузовых автомобилей в любое время суток, кроме ночного. Согласно плана правительства Москвы, таможенное оформление нужно вывести за пределы Большого бетонного кольца, а Московский регион закрыть для передвижения грузовиков с 7:00 до 22:00 в рабочие дни и на все выходные. Предлагается также вывести из Москвы и перевести на ночной режим работы все складские комплексы.
Узнав об этих планах московских властей, тревогу забил межрегиональный профсоюз «Дальнобойщик», предупредивший, что подобного рода шаг может привести к дефициту товаров и их подорожанию, поскольку у супермаркетов жесткие графики поставки, товары им не нужны заранее или через день. К тому же, предупреждает «Дальнобойщик», на Большой бетонке нет условий для стоянки большегрузных автомобилей. А коль скоро это так, то новации столичного правительства могут спровоцировать транспортный коллапс, поскольку трасса и сейчас уже перегружена.
Эксперт из Cushman & Wakefield (C&W) Александр Кунцевич, на которого ссылаются «Ведомости», в свою очередь, считает, что ограничения ев въезд грузовиков и перевод складов на ночной режим работы скорее всего отразятся на затратах дистрибьюторов, что повлияет и на конечную стоимость товара, хотя доля логистики в конечной цене товара невысока – до 10%.
Предприниматели встретили идею Собянина в штыки, констатируют «Ведомости», опросившие ряд экспертов. «Моментальное введение предложенных мер будет серьезным стрессом для всех производителей, поставляющих товары в сети», - убежден исполнительный директор «Русбрэнда» Алексей Поповичев: нужен переходный период, а также разрешение на использование компактных грузовиков грузоподъемностью хотя бы в 1,5 т – минимальной для грузовых автомобилей.
С последним утверждением Поповичева не согласен начальник отдела организации дорожного движения Центра исследований транспортной инфраструктуры Александр Кулаков, считающий, что если фуру заменят пять «ГАЗелей», пробки могут остаться теми же. Поэтому, по мнению эксперта, «ограничения на передвижение грузовиков» по Москве надо вводить «с осторожностью».
Нельзя запрещать грузовики, если речь идет о поставке продуктов, уверен исполнительный директор «Акорта» Илья Белоновский: обеспечить этими товарами магазины ночью невозможно, учитывая частоту и объемы завоза, а также то, что значительная часть торговых точек расположена в жилых домах, где ночная разгрузка запрещена. Вместо одной 10-тонной фуры поставщикам продуктов придется закупить восемь «ГАЗелей», что в разы увеличит их издержки, а также нагрузку на транспортную сеть и экологическую обстановку, предупреждает Белоновский, констатируют «Ведомости».
Отсутствие грузовиков частично решит проблему пробок в Москве, уверен президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин, вывод таможенных терминалов — несущественно: «Надо не терминалы выводить, которые мешают чиновникам, а выгонять из Москвы самих чиновников, пусть едут за МКАД, в резервации и не мешают движению». В Москве, например, до сих пор расположено много структур Московской области, подчеркивает Травин, выводить, по его мнению, также нужно все продуктовые базы, цеха и заводы.
Затраты бизнеса увеличатся в разы, а эффект на дорогах скорее всего, если вообще будет, будет небольшим, считает директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев: план Собянина излишне радикален.
Как бы там ни было, но размешенный на сайте правительства Москвы план по решению транспортных проблем города для того и опубликован, чтобы все заинтересованные лица могли его изучить и внести свои предложения по его совершенствованию. Все реальные предложения правительство рассмотрит и на их основании внесет в «антипробочный» документ коррективы.