Вице-премьер Дмитрий Козак нарисовал этюд едва ли не в багровых тонах. Самых мрачных мазков он не пожалел для некоего «недобросовестного проектировщика».
- Недобросовестный проектировщик?.. - переспросил президент. - И что, деньги ему заплатили?
- Нет, деньги не заплатили, - помог с информацией вице-премьеру глава Республики Крым Сергей Аксенов. - Он, правда, требует 280 миллионов… за невыполнение работы.
Далее Козак сообщил Путину, что вот-вот будет заключен договор с новым проектировщиком на прокладку трассы в иных параметрах: она, по поручению президента, будет расширена с трех полос до четырех. Организация, с которой контракт разорван, якобы требует через суд 280 миллионов рублей. «Сегодня, поскольку соглашения заключены, средства перечислены, ответственность за проектирование и строительство дороги по согласованному графику несет правительство Республики Крым», - процитировало ТАСС слова вице-премьера.
Президент вернулся в Москву, вероятно, в полной уверенности, что злодей будет найден и примерно высечен, а сооружение стратегической трассы будет завершено, опять-таки примерно, в намеченные сроки и почти примерно за те же деньги.
А как все обстояло на самом деле? Ровным счетом наоборот. Увы, министерство транспорта Республики Крым и ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ввели в заблуждение и Дмитрия Козака, и Сергея Аксенова, а через их посредство - страшно сказать кого.
А вот как все было на самом деле. «Недобросовестный проектировщик» - компания ООО «Гипротрансмост-Крым» (ГТМК) - именно что вполне добросовестно выполнила проектно-изыскательские работы по объектам: «строительство автомобильных подходов к Керченскому мостовому переходу» и «строительство автомобильной дороги «Таврида» («Керчь – Симферополь»). Причем для дороги именно в четырехполосном варианте. Выполнила, хотя в ноябре прошлого года руководители министерства транспорта Республики Крым и ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» (соответственно Андрей Безсалов и Александр Мохна) вдруг решили приостановить сотрудничество с ГТМК и попытались в одностороннем порядке уменьшить количество дорожных полос до трех. Компания, тем не менее, выполнила работу (на сумму около 280 миллионов рублей, согласно контракту) за свой счет и передала заказчику - «Автодорогам Крыма» - всю проектную документацию, позволяющую начать строительство дороги.
Что делают после этого крымские чиновники? С лицами настолько кислыми, будто кто-то только что скормил им незрелый абрикос, они не только не выплачивают ГМТК честно заработанных денег, но и передают эту документацию… «третьему лицу». У которого при этом выражение, надо полагать, отнюдь не кислое: шутка ли, бесплатно получить готовый проект, не имея при этом ни государственного контракта, ни допусков на такие работы. ЗАО «Институт «Трансэкопроект» (это самое не влезающее ни в какие рамки закона третье лицо) даже не внесен Советом министров Республики Крым в списки подрядчиков по проектным работам в рамках данной федеральной целевой программы.
Крымский депутат Олег Шувайников так выразился о стиле работы местных дорожных служб. «Дорога - это самое лакомое место. Я помню прошлым летом многокилометровые очереди на трассе Симферополь-Белогорск-Феодосия-Керчь… Суммы миллиардные, дорогу никто не расширил, положили еще одну пленочку, кое-где обновили подушку, и что?.. Прокатитесь, и сами убедитесь, что до и после автотрасса лучше не стала».
Видимо, после присоединения к России крымские чиновники, отвечающие за дороги, не стали валять дурака и не только усвоили уроки Большого Брата, но и бросили творческий вызов учителю. Если все по-прежнему будет зависеть от их сомнительных решений, стратегическая трасса не просто «будет построена с двухмесячным опозданием», как обещали Путину, а вновь уткнется в тупик истории.
«Если бы такое произошло в цивилизованном государстве, - шушукаются информированные крымчане, - чиновники, обманувшие президента страны, не считая вице-премьера, мигом отправились бы в отставку, а то и под суд». О том, что произошло бы с ними в менее цивилизованных, но активно борющихся с коррупцией и мошенничеством странах, страшно даже подумать.