Результаты в тезисном изложении выглядит так: качество работы отечественного почтового оператора не соответствует принятым в отрасли нормативам, «не обеспечивает стратегические интересы государства», а инфраструктура предприятия вовлекается в различные схемы по отмыванию денежных средств. При этом генеральный директор организации — Дмитрий Страшнов — регулярно заявляет о финансовом процветании предприятия, что весьма слабо стыкуется с данными проверки и напрямую противоречит бухгалтерской отчетности «Почты России».
Размах нарушений
Острую критику в адрес руководства «Почты России» трудно назвать необычным явлением, да и сам бренд уже давно стал предметом житейских легенд и интернет-мемов. Контрольное управление провело комплексную экспертизу (отчет по результатам проверки имеется в распоряжении редакции), официально подтвердив, что подавляющая часть показателей эффективности работы «Почты» оставляет желать лучшего. Качество сервиса — критерий, который лежит в основе успеха любой компании, работающей в сфере услуг, — стало настоящей «ахиллесовой пятой» предприятия.
«Контрольный срок пересылки письменной корреспонденции в г. Москве составляет 2 дня, — указано в отчете. В реальности даже 7-дневный срок обеспечивается с надежностью в 4%».
Доля утерянных посылок увеличилась до 30%, время ожидания в очереди теперь достигает 1 часа. Совсем неубедительно выглядит эффективность работы российского почтового оператора в сравнении с западными аналогами. В Италии годовая производительность сотрудника почты — 166 тысяч евро, в Германии — 130 тысяч, в США — 96 тысяч, в России — 9,3 тысячи. Техника предприятия изношена, практически на каждой стадии используется ручной труд, огромное количество объектов предприятия нуждается в срочном ремонте, а инвестиции на модернизацию за прошлый год упали на 32%.
Аудит выявил и естественное следствие неэффективного управления «Почтой России» — постоянный отток клиентов. Обладая самой обширной инфраструктурой в стране, в сфере почтовых услуг организация все больше уступает иностранным операторам — DHL, UPD, UPS, а в финансовой сфере — теряет позиции в пользу кредитных организаций. Объемы обработки почтовых отправлений на сегодняшний день, по сравнению с показателями РСФСР в 1990 году, сократились в 22 раза, при этом «предприятие не способно обеспечить даже минимальный уровень качества услуг», констатируют специалисты Контрольного управления.
Потеря клиентов неизбежно должна была сказаться и на финансовых показателях компании. Чистая прибыль «Почты России» в 2012 году составляла 813 млн рублей (рентабельность 0,6%), но после назначения нового генерального директора Дмитрия Страшнова в 2013 году она сократилась до 24 млн рублей (рентабельность — до 0,02%), сообщается в отчете. За первое полугодие прошлого года зафиксирован убыток 1,6 млрд рублей, и рентабельность стала отрицательной (минус 2%). Так же резко выросла кредиторская задолженность, которая по итогам 9 месяцев 2014 года достигла 21,2 млрд рублей.
Самым неожиданным и вызывающим опасения итогом аудита стало, пожалуй, обнаружение вовлеченности «Почты России» в различные схемы по обналичиванию денежных средств.
Вот что написано об этом в официальном документе:
«Оценить масштабы этих нарушений можно, если учесть, что количество переводов от юридических лиц достигает в разные периоды времени до 30—40% от общей суммы переводов (400 млрд рублей). Так, на предприятии имеет место заключение однотипных сделок по перечислению многомиллиардных денежных средств от фирм-однодневок на счета региональных филиалов ФГУП «Почта России», для последующей их выплаты наличными физическим лицам в форме почтовых переводов с дроблением на суммы, формально не подпадающие под размер переводов, о которых необходимо сообщать в соответствии с действующим законодательством в Росфинмониторинг. Данные сделки могут обладать признаками незаконного обналичивания денежных средств и относиться к денежным операциям, входящим в перечень, указанный в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
На вопрос «Новой газеты» о признаках преступной деятельности с использованием каналов «Почты России» в пресс-службе предприятия сообщили, что за прошлый год в организации был проведен «целый ряд мер по усилению контроля за почтовыми денежными переводами. Все эти переводы были своевременно выявлены службами внутреннего контроля предприятия. Соответствующие отчеты о них были направлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу». В пресс-службе, впрочем, заметили, что, несмотря на активную борьбу организации с нелегальным обналичиванием средств, риски использования инфраструктуры «Почты России» недобросовестными лицами для этих целей сохраняются до сих пор.
Кроме подозрительных денежных переводов через свои сети «Почта России» может осуществлять весьма специфическую политику в отношении своих объектов недвижимости. Предприятие по труднообъяснимым причинам сдает в аренду и одновременно снимает аналогичные помещения в одних и тех же районах. В ходе такой «перекрестной аренды» организация без видимой цели обменивается своими помещениями с другими компаниями. Особые отношения, судя по всему, сложились у «Почты России» и со своими подрядчиками: по данным того же аудита, «в 2013 году более 77% договоров были заключены предприятием с использованием неконкурентных способов закупки на условиях единственного поставщика или исполнителя (8,4 млрд рублей)». С января по июнь 2014 года эта цифра опустилась до 74%.
Призрачные дотации
Хотя руководство «Почты России» предпочитает позиционировать свое предприятие как единственную госмонополию, которая вопреки экономическому кризису не собирается просить денег у государства, на деле все оказывается не так однозначно. С 2008 года предприятие получает от государства в среднем по 3 млрд рублей в год на субсидирование подписных кампаний. По заявлению Дмитрия Страшнова, в 2014 году «Почта России» дотаций от государства не получала: в первом полугодии использовались средства, полученные в 2013 году, а вот во втором тарифы на подписку печатной продукции взлетели на 30—50% (в некоторых регионах — до 100%), и многие издания по факту столкнулись со срывом подписных кампаний. В пресс-службе предприятия, однако, сообщили, что «Почтой» проводится «целый комплекс мер для поддержания подписки», среди которых «скидки для издательств и населения» и заморозка тарифов до конца 2015 года.
Как следует из доклада Контрольного управления, отказ от субсидий был своеобразным пиар-ходом руководства «Почты России», призванным продемонстрировать эффективность менеджмента. В результате уровень доступности периодических изданий для населения значительно упал, и уже в конце марта Ассоциация распространителей печатной продукции опубликовала коллективное письмо от издательских домов и профильных организаций, в котором подчеркивается необходимость «бороться за возврат государственных субсидий» ради сохранения института подписки (через него в 2013 году распространялось 36% всех тиражей печатных СМИ).
Еще ранее в этом году редакторы четырех федеральных изданий: «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» — написали личное обращение на имя Владимира Путина (документ есть у «Новой газеты»). В письме редакторы делятся с главой государства проблемами медиаиндустрии и предлагают несколько мер государственной помощи сектору: отмену ввозных пошлин на бумагу, разрешение на продажу табака и прочей продукции в киосках прессы, ну и, разумеется, возврат государственных дотаций «Почте» — теперь в размере 4 млрд рублей.
Подобные письма с прошениями о льготах заметно контрастируют с официальной позицией руководства «Почты», в частности, с недавним заявлением Дмитрия Страшнова, согласно которому «Почте России» по итогам прошлого года удалось получить чистую прибыль объемом более чем 1,2 млрд рублей без привлечения государственной помощи. По словам руководителя предприятия, такого результата удалось достичь впервые с 2005 года (до этого «Почта» была либо убыточной, либо номинальная прибыль обеспечивалась как раз за счет дотаций).
Примечательно, что еще в сентябре прошлого года сам Страшнов, по-видимому, не был готов к столь головокружительному успеху: «…К сожалению, волшебников такого порядка, которые могли бы чудом сделать «Почту» прибыльной и выполняющей в полном объеме все социальные услуги без дотаций государства, да еще повышать зарплату сотрудникам, — я думаю, таких волшебников не найдется». С тех пор границы возможного были кардинально пересмотрены:
Страшнов рассказал о рекордной чистой прибыли, повышении зарплатного фонда на 10,5 млрд рублей, и все это, разумеется, без какой-либо государственной помощи.
Впрочем, в распоряжении редакции «Новой газеты» имеется отчет о финансовых результатах деятельности почтового оператора, который ставит под сомнение радужные комментарии ее генерального директора. «В 2014 году общая сумма средств целевого финансирования, полученная ФГУП «Почта России» из федерального бюджета, составила 5 395 789 тыс. руб.», — сказано в одном из разделов документа. Среди этих бюджетных 5,4 млрд рублей — возмещение убытков от оказания услуг с использованием ПКД (пунктов коллективного доступа) и, весьма внезапно, — те самые 3 млрд рублей на дотацию подписных кампаний.
Кроме того, в статье «Прочие доходы» отражены «оценочные обязательства на выплату премиального вознаграждения» (средства специального фонда «Почты», предназначенного для выплаты премий работникам предприятия) в размере более чем 1,6 млрд рублей. Возникает документально подтвержденное подозрение, что за счет всего этого — а в первую очередь за счет федеральных дотаций объемом 5,4 млрд рублей — предприятию и удалось достичь в прошлом году «рекордной чистой прибыли».
О чем грезит «Почта»
На фоне всех проблем уместно выглядят долгоиграющие дискуссии о реформе «Почты России». Сама организация активно предлагает ускоренную процедуру акционирования в качестве одного из центральных пунктов своей стратегии развития. Соответствующий законопроект, предусматривающий смену формы собственности с унитарного предприятия на акционерное общество со 100-процентным государственным участием, был внесен в Госдуму еще в июне прошлого года, но пока что не прошел даже первого чтения. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что форма унитарного предприятия «является фактором, сдерживающим развитие предприятия в условиях конкуренции», а также мешает «Почте России» соответствовать требованиям современной экономики.
Последняя парламентская дискуссия по трансформации «Почты» проходила в Госдуме в ноябре прошлого года. В ходе обсуждения депутаты не рекомендовали принимать законопроект о реорганизации до надлежащего оформления собственности предприятия и внесения всех активов в уставный капитал будущего акционерного общества. Чиновники и эксперты в большинстве своем выражали опасения по поводу возможных манипуляций активами «Почты», а также сетовали на отсутствие у организации на тот момент внятной бизнес-модели, утвержденной правительством. Эксперты Контрольного управления президента, в свою очередь, скептически отнеслись к возможности проведения подобной реформы.
Главная цель процедуры акционирования, по словам представителей «Почты», — возможность привлечения средств частных инвесторов для модернизации инфраструктуры предприятия. В частности, организация планировала привлечь до 140 млрд рублей к 2018 году. Но, возможно, даже большую привлекательность для руководства почтового оператора имеет другая перспектива, осуществимая только в случае смены формы собственности: проект почтового банка.
Эта инициатива обсуждается еще с 2007 года, но прошлые планы были сорваны финансовым кризисом. В апреле 2014 года идея банка при «Почте» вновь стала широко обсуждаться, а сама «Почта России» даже объявила о поиске претендентов для покупки. Возможно, именно тогда в собственности предприятия появилось 0,07% уставного капитала ЗАО «Коммерческий банк Открытие» (сведения взяты из финансового отчета «Почты»), несмотря на законодательный запрет для ФГУП на владение долями в коммерческих организациях.
Акционирование «позволит повысить прозрачность управления», а организация почтового банка — единственный способ привлечь средства на модернизацию предприятия, говорил в конце прошлого года генеральный директор «Почты России» Дмитрий Страшнов. Три четверти отделений «Почты» находятся в труднодоступной местности, а 25% населения страны не имеет практически никакого доступа к банковским услугам. Таким образом, по декларациям Страшнова, почтовый банк был бы призван обеспечить для жителей минимальный набор финансовых услуг и сделал бы работу «Почты» более прозрачной.
На данный момент «Почта России» в рамках своей финансовой деятельности предоставляет клиентам три основных вида услуг: доставку пенсий, денежные переводы и платежи. Правда, делается это, по оценкам Контрольного управления, не слишком эффективно, и организация лишается около 5% рынка в год. Подавляющее большинство пенсионеров вынуждены забирать пенсионные выплаты в отделениях «Почты России», стоя в длинных очередях, хотя предприятие получает из бюджета «тариф за доставку пенсий». Проблемные вопросы доставки пенсий остаются нерешенными. Как результат: более половины получателей пенсионных платежей пользуются услугами банков, а за «Почтой России» сохраняется убыточная доставка в отдаленные районы, где отсутствуют альтернативные каналы коммуникации.
Есть и другой отталкивающий момент в предоставлении «Почтой России» финансовых услуг, связанный с человеческим фактором: в последнее время СМИ все чаще сообщают о случаях незаконного снятия чужих денежных средств персоналом предприятия. Один из последних раскрытых инцидентов такого рода, но далеко не единственный, — история с проживающей в Санкт-Петербурге пенсионеркой-блокадницей, со счета которой сотрудница «Почты» за 2012—2013 годы успела снять около 220 тысяч рублей. После ряда подобных случаев депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Дмитрий Ушаков направил в Генеральную прокуратуру запрос о проведении проверки организации.
По аналогии с проверкой КУ, которая, по сути, завершилась поручением правительству утвердить концепцию развития «Почты России», можно предположить, что и в этом деле черта будет подведена «настоятельной рекомендацией» высшему менеджменту предприятия провести ряд неотложных мер по оптимизации деятельности, после менеджерам можно будет спокойно вернуться к более важным вещам. На днях, например, представители «Почты» сообщили о намерениях «изменить формат сотрудничества с банками». Связано это с низкой прибыльностью текущего режима партнерства. Как сообщила РБК пресс-служба предприятия:
раньше «Почта» «размещала продукты, предложенные банками, а теперь она намерена самостоятельно определять требования к продуктам».
Эти слова хорошо иллюстрируют нескрываемую тягу «Почты России» к независимости на финансовом рынке, предельной формой которой является заветный почтовый банк. Вопрос лишь в том, насколько хорошо у «Почты» получится «самостоятельно определять требования» к банковским продуктам, и не забудет ли она при этом о своем основном назначении. Ведь требования к почтовой деятельности предприятия уже давно сформулированы, однако их выполнение по-прежнему находится под большим вопросом. Из всех «прогрессивных» банковских услуг «Почта России» пока, видимо, продвинулась только в сфере «обналички».