18+
  1. Подать на развитие вокзалов

Подать на развитие вокзалов

Подать на развитие вокзалов
Жадность фраера сгубила. Впрочем, не только его, но и компанию «РЖД – Развитие вокзалов». А головную боль теперь от этого испытывает руководство ОАО «Российские железные дороги».

Плохо быть жадным. Хуже того – быть жадным невыгодно. Раздай своевременно ОАО «РЖД – Развитие вокзалов» небольшой должок – несколько миллионов рублей, – и не болела бы сегодня голова у нового руководства головной компании, где бы занять деньжат на развитие вокзалов. А занять хотелось бы очень много, порядка 100 млрд долларов, да вот беда – после скандальной истории с жадной «дочкой» едва ли кто-то ссудит деньги РЖД под небольшой процент. Ну, разве что опять к государству с протянутой рукой.

Работа вокзала должна быть организована по принципу гипермаркета услуг. Так мнилось специалисту по телекоммуникациям кандидату физико-математических наук Сергею Паку. А Сергей Абрамов, возглавлявший дирекцию железнодорожных вокзалов РЖД, был в этом с Паком полностью согласен. Следствием их консенсуса стало появление в 2009 году дочерней структуры «РЖД – Развитие вокзалов», возглавил которую Сергей Пак. Пак и Абрамов породили «дочку» с 25% капитала РЖД для того, чтобы поддерживать вокзалы в подобающем виде и, если потребуется, отремонтировать или реконструировать их внутреннее убранство. Взамен дочернее предприятие получало возможность продавать в зданиях вокзалов товары и услуги, выступая при этом совладельцем торговых точек. Дела у «дочки» пошли неплохо, и вскоре у неё появилось 38 дочерних и зависимых структур, организующих на вокзалах сети питания, аптек, продажу различных товаров. В какой-то момент в РЖД даже засобирались было выкупить 51-процентный пакет акций РЖД-РВ, дабы «активнее и сознательнее управлять процессом развития вокзальных комплексов», одновременно передав «дочке» в аренду на 25 лет инфраструктуру 354 российских вокзалов. Как вдруг дела РЖД-РВ пошли вкривь и вкось.

«Дочку» РЖД сгубила жадность?

В октябре позапрошлого года РЖД-РВ разместило по открытой подписке облигации первой серии на 250 млн рублей. По итогам маркетинга ставка первого купона была установлена на уровне 12,5% годовых, а ставки купонов с 2-го по 12-й равнялись ставке 1-го купона.

И вот, когда пришёл черёд выплачивать доход по третьему купону, случилась обидная нескладуха – у РЖД-РВ не нашлось 7,8 млн рублей. Казалось бы, сущий пустяк: Абрамов и Пак, если свободных денег у них и вправду не нашлось, могли бы продать свои автомобили и таким образом исполнить свои обязательства перед подписчиками в полной мере. Или, допустим, у друзей и знакомых перехватить: между прочим, Абрамов в своё время возглавлял чеченский минфин и даже два года был премьером этой республики. Неужто не у кого было денег занять? Тем не менее, пожадничав, руководство РЖД-РВ допустило технический дефолт по третьему купону. Дело было в июне 2014-го. А менее чем через полгода случился второй технический дефолт – по оферте облигаций первой серии. Рассчитаться с держателями 176 389 из 250 000 облигаций, предъявленных к выкупу по оферте, РЖД-РВ должна была 13 ноября 2014 года. Но не задалось и на этот раз. В качестве причины дефолта руководство «дочки» заявило «отсутствие денежных средств». Это у структуры, аффилированной не с кем попало, а с самим ОАО РЖД! И нет денег, поверите?!

Как вы думаете, почему подписные облигации РЖД-РВ разлетались, как горячие пирожки? Да потому, что в аббревиатуре структуры значились три буквы – РЖД! Ничто так не греет сердце инвестора, как возможность вложить свои кровные в государственную монополию. Может, и доход невысокий, зато надёжность – как в хорошей тюрьме за решёткой. Потенциальных инвесторов в квазигосударственных структурах привлекает именно их высокая надёжность: если что-то вдруг пойдёт не так, государство всегда покроет издержки за казённый счёт. Добавьте ещё особый контроль со стороны федеральных чиновников и услужливое внимание прессы. И отсутствие необходимости постоянно оглядываться на ФАС. Вот и несут инвесторы свои денежки «дочкам» государственных монополий. Вложились, ждут выплат по обязательствам – а тут их «прокидывают»! Один раз, второй… Начинается паника. И всё бы ничего, но эта паника происходит вокруг РЖД. Стабильной, как само государство Российское, монополии федерального значения.

Где взять взаймы 100 миллиардов долларов под низкий процент? Нигде!

Экономисты объясняли прошлогодние дефолты РЖД-РВ тем, что, дескать, на сроки выкупа облигаций повлияло «схлопывание» рынка кратковременных кредитов – единовременный характер выплат потребовал дополнительного времени для накопления средств на лицевом счёте компании. Если это действительно так и было и при этом в РЖД не озаботились тем, чтобы подкинуть тонущей в обязательствах «дочке» деньжат, то ситуация выглядит двусмысленно. То ли руководству РЖД откровенно начхать на дочернюю структуру, то ли… и на самих себя тоже? Судите сами: допустив дефолт по своим облигациям, компания какое-то время даже не отвечала на запросы инвесторов. Мало того, подорвав доверие кредиторов и бросив тень на головную структуру, сегодня в РЖД-РВ могут просто пользоваться ситуацией – скупая изрядно подешевевшие облигации. А самое обидное то, что на многих вокзалах мы наблюдаем сотни заведений – те самые аптеки, закусочные и магазинчики, довольные «лакомыми» местами на гигантском проходнике. Всё светится, мерцает… И после этого кто-то усомнится, что у «РЖД – Развития вокзалов» нет средств? А что же РЖД? Отчего в государственной монополии столь безучастно наблюдают за манипуляциями ошалевшей от собственной жадности и необязательности «дочки»? Ведь РЖД, хотят её руководители того или нет, придётся разделить с РЖД-РВ все предстоящие малоприятные бренд-риски. И аббревиатура РЖД, ещё недавно мнившаяся инвесторам буквально бронёй, перестаёт таковой восприниматься. Злые языки уже коверкают название монополии, недвусмысленно намекая на жадность её управленцев.

Год назад объявлялось о готовности привлечь на развитие инфраструктуры вокзалов до 100 млрд долларов. Вот только дадут ли денег структуре, чья «дочка» инвесторов обманула? Пару лет назад монополия без труда занимала сколько требовалось, хоть под 6–7% в долларах. А сегодня, на пике кризиса, структуре с подмоченной «дочкой» репутацией едва ли ссудят под такие деньги. Получается, это уже не только бренд-риски – это прямые потери средств из-за возросшей стоимости финансирования. И если компании РЖД и дальше продолжат «кидать» инвесторов, то недалеки те времена, когда стоимость новых займов превысит все возможные пределы.

РЖД едва ли удастся вернуть утраченное доверие инвесторов

Неизвестно, удастся ли РЖД для реализации заявленных в прошлом году планов (реконструкция вокзалов и пр.) занять денег у иностранцев под нормальный процент. Дадут ли? После подобных проколов – вряд ли. Тогда придётся обращаться к правительству за помощью. Вероятно, уход предыдущего руководителя был связан не только с родственниками за границей, но и с тем, что заявленная потребность в финансах превышала возможности государства. И тогда РЖД придётся идти на непопулярные меры, экономя на всём и вся. Там ремонт вокзала отменить, а значит, потерять на сдаче в аренду площадей, там закрыть нерентабельные электрички. Да, на минувшей неделе новый глава РЖД Олег Белозёров пообещал, что массовой отмены электричек, как в начале этого года, больше не повторится, да только поверите ли? Но мы же с вами знаем: если нам обещают, что рубль точно не упадёт по отношению к доллару, бросай всё и беги в банк за долларами! Не так ли, господин Улюкаев? Божатся, что дефолта не будет – и вот он, дефолт, ведь так же, господин Кириенко? Нет, не зря Белозёров так акцентирует наше внимание на электричках.

В общем, ожидаемое недофинансирование программы развития вокзалов России, запущенной РЖД, может стать первым звоночком больших проблем госмонополии. Падение доверия неизбежно скажется на эффективности компании, отразив, как в зеркале, невесёлые перспективы её хозяев.