Похоже, что покупатели из России начинают считать деньги – прогнозы на сезон 2015 достаточно пессимистичные. Эксперты оценивают, что продажи яхт могут сократиться на 30-50%. Несмотря на то что продажа яхт в Москве еще ждет пика сезона, продавцы возлагают надежды, что владение яхтой для многих станет бизнесом. В столице появилась мода на парус – бизнес по аренде яхт набирает обороты и число желающих поменять костюм на штормовку и парус увеличивается с каждым годом.
По словам директора по продажам Nordmarine Дениса Новикова, еще в недалеком прошлом покупатели из России покупали половину всех яхт мирового рынка, однако в этом году на ежегодное Московское Боут Шоу (Moscow Boat Show) не приехали ключевые игроки яхтенного рынка. Причина этого проста – на рынке сейчас нет покупателей новых лодок.
Яхта – предмет роскоши и тот товар, от которого отказываются в первую очередь. На яхты высокие таможенные пошлины и покупателями нужно привыкнуть к новым ценам: лодка, которая стоила в 2014 году в 7 млн рублей, в 2015 будет стоить гораздо больше. Из-за этого новые яхты в Россию практически перестали ввозить, а рынок подержанных яхт увеличился в два раза по сравнению в 2012 годом: стоимость владения лодкой – дорогое удовольствие.
Владелец яхты платит не только за ремонт и техническое обслуживание. Расходы на владение складываются из топлива, стоимости стоянки, зимнего хранения, подъема и спуска на воду, и, конечно – содержание команды. В среднем, годовое обслуживание может доходить до 10% от стоимости яхты.
На рынке яхт есть отечественная продукция, к которой начинает проявляться интерес у покупателей, но большинство комплектующих ввозятся из-за рубежа. В пользу лодок отечественного производства говорит лишь их цена. Если стоимость российской яхты от 16 метров начинается от 660 тысяч евро, то аналогичная по характеристикам голландского производства стартует с 1,5 млн евро.
Ряд специалистов отмечают невысокое качество российских яхт – сказывается отсутствие профессиональных исполнителей. При строительстве яхты задействовано множество прикладных профессий – как рабочих, так и инженерских – без которых сделать достойную лодку даже по западному образцу не получится.