Создается такое впечатление, что правительство готовит население страны к какому-то новому существованию в совершенно новых условиях и при абсолютно иных взаимоотношениях между государством и гражданами. При этом пресловутый COVID-19 выполняет роль некой «дымовой завесы», которая отвлекает на себя внимание, не давая заметить и адекватно оценить те изменения, которые на протяжении текущего года происходят в стране.
Если же говорить более предметно, то вместе с принятием поправок к Конституции и внесением в некотором роде радикальных изменений в закон «О полиции» в РФ изменяется и Кодекс об административных правонарушений (КоАП). Инициатором поправок в КоАП стало Министерство юстиции РФ, а принятие планируется к началу следующего года, в данный же момент проходит вторая фаза обсуждения законопроекта.
Необходимо сразу отметить, что в отличие от изменений в законе «О полиции», в котором просто идут добавления или изменения к уже существующим статьям, в предлагаемом обществу КоАП кардинально изменен порядок статей из-за добавления новых разделов. Так, например, действующий КоАП состоит из пяти разделов, которые включают в себя 32 главы. В рассматриваемом сейчас проекте КоАП количество разделов сократилось до трех, в то время как количество глав увеличилось до 44.
Примечательно то, что новый Кодекс об административных правонарушениях озаботился российским подрастающим поколением. Несовершеннолетним в нем посвящена отдельная глава, которой нет в действующем кодексе – глава 5 «Административная ответственность несовершеннолетних», состоящая ни много ни мало из шести статей. В Пояснительной записке к проекту никак, кстати, не поясняются причины, побудившие авторов законопроекта обратить свое особое внимание на подростков. Сказано лишь, что «Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации». Причем, каким именно «международным договорам» он соответствует, упомянуто не было.
Зато спектр наказаний в «несовершеннолетней» главе настолько разнообразен, насколько и размыт. Так, например, к подростку могут быть применены такие меры наказания, как предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований; обязательные работы.
Далее разъясняется, что если подросток уже зарабатывает, то за грубое нарушение он заплатит административный штраф (но не более 5 тыс. рублей), если же своего заработка у него нет, то он будет наказываться общественными работами (не более 30 часов).
Если же нарушение не «грубое», совершенное впервые, то он может отделаться «устным замечанием». Есть и еще моменты, по которым подросток освобождается от наказания. И вот тут уже вводится в действие расплывчатость самих определений и субъективность того, кто наказание назначает. Так, ст. 5.3 проекта КоАП при назначении наказания подростку учитывает «условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц». Другими словами – широчайшее поле для трактовки личности подростка, уровня законопослушности (или лояльности) его семьи, либо другого его ближайшего окружения.
Наказание несовершеннолетнего может быть изменено на меры воспитательного воздействия, если будет признано, что этого достаточно для его исправления. Кем и на каком основании будет приниматься такое решение законопроект КоАП никак не уточняет и судя по уже описанным изыскам законотворческой деятельности будет, скорее всего, зависеть непосредственно от семьи юного нарушителя.
Воспитательные меры, в свою очередь, предусматривают передачу подростка «под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа, определенного правительством РФ; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего».
Первый пункт понятен и без объяснений. Второй касается, видимо, материального возмещения мелкого хулиганства, например, разбитого оконного стекла. В этом случае идет или оплата ущерба, или возмещение его своими силами, что вполне логично. А вот третий пункт – ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего – уже интереснее. Он может запретить подростку «посещение определенных мест и использование определенных форм досуга». Кроме того, закон ограничивает время пребывания подростка вне дома после наступления определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного органа, а также вводит иные ограничения досуга и особые требования к поведению несовершеннолетнего. То есть опять открывается просто неисчерпаемый простор для фантазии надзирающего органа.
Тем не менее, сотрудники полиции в этих изменениях не видят ничего нового. Вернее, это уже применялось и ранее, но то, что предлагается сейчас, – это, так сказать, модернизация того, что уже было в новых сегодняшних реалиях.
«Это просто собрали все виды возможных наказаний и, может быть, для удобства собрали в одну главу», - прокомментировал «Веку» законопроект один из действующих офицеров МВД Владимир Смирнов (имя изменено).
По его мнению, всё вписывается в нынешнюю ситуацию, когда реагирование на «детские преступления» напрямую зависит от государственной реакции на «взрослые правонарушения».
«Допустим, и раньше при назначении наказания подростку смотрели на его семью. Это естественно, - отметил Смирнов, - но тогда рассматривалась в основном психологическая «благополучность» семьи, законопослушность и прочие обывательские добродетели. Сейчас, скорее всего, будет рассматриваться участие-неучастие в несанкционированных акциях и демонстрациях, в общем, лояльность членов семьи нынешнему правительству. Вот и вся разница. Этого и следовало ожидать».
По мнению правоохранителя, таким образом его ведомство просто будет определять будущих «проблемных» граждан и проводить с ними профилактическую работу.
Административная ответственность для подростков, согласно законопроекту, пока начинается с 16 лет. Однако, согласно свидетельству источников, при его обсуждении выдвигались предложения снизить планку ответственности до 14 лет. Пока эти предложения не приняты, но и окончательно не отвергнуты.