Посадка за посадку

Российские власти возмущены решением таджикской Фемиды. В Курган-Тюбе накануне был вынесен приговор двум летчикам: россиянина Владимира Садовничего и эстонца Александра Руденко признали виновными в «контрабанде» и «незаконном пересечении границы».

Пилотов, работавших на гуманитарных рейсах, приговорили к 10,5 годам, но, учитывая действующую в стране амнистию, срок сократился на 2 года.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила возмущение в связи с вынесением в Таджикистане сурового судебного приговора российскому летчику Владимиру Садовничему. Источники в российском МИДе уверяют, что Москва полна решимости вызволить россиянина Владимира Садовничего и при необходимости «задействовать весь арсенал средств», кроме пока разве что военных.

«Мы получили чудовищный, несправедливый приговор, который могу охарактеризовать только как пощечину нашему государству», - заявил «Коммерсанту» глава комиссии Общественной палаты РФ по контролю деятельности правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. «Беспредел полный, - поделился с «Комсомольской правдой» бывший летный директор «Аэрофлота» по международной линии Дмитрий Барилов. - Ну и поражает поведение наших государственных органов, в том числе Минтранса. Он должен был поднять шум первый еще восемь месяцев назад. Что-то там нечисто. Это правовой нонсенс».

Реклама на веке

Напомним, суд города Курган-Тюбе в Таджикистане приговорил российского и эстонского пилотов авиакомпании Rolkan Investmens Ltd. к 8,5 годам колонии строгого режима за незаконное пересечение границы, нарушение правил международных полетов и контрабанду. Самолеты Ан-72, которыми управляли летчики, конфискованы таджикскими властями.

«Вести.Ру» напоминают эту крайне темную историю: пилоты на двух самолетах возвращались из столицы Афганистана, где занимались местными перевозками по заказу гуманитарных организаций. В марте у компании истекал контракт, и летчики загрузили в самолеты личные вещи и техническое имущество, включая запасной двигатель. По словам пилотов, у них была договоренность о транзитной посадке и дозаправке с авиационными властями Таджикистана, в которых им вдруг было отказано после начала снижения. Пилоты запросили тогда экстренную посадку, так как горючего на обратный путь до Кабула могло не хватить. Согласно Международному авиационному кодексу отказать им права не имели, но таджикские власти все же отказали. В итоге в аэропорту Курган-Тюбе самолеты сели без разрешения. Летчики тотчас были задержаны, и через два месяца им предъявили обвинения.

Полуразобранный авиационный двигатель, находящийся на борту одного из лайнеров, посчитали контрабандой. Кроме того, пилотов обвинили в незаконном пересечении государственной границы Таджикистана и в нарушении тех самых правил международных полетов, которые летчики, по сути-то, и не нарушали, прося экстренную посадку и совершая ее.

«Мы же не на ишаке за границу въехали. Мы в воздухе – нам надо было принимать решение, - отметил командир экипажа Ан-72 Владимир Садовничий. - И мы проанализировали ситуацию, что если мы вернемся в Кабул, дотянуть - керосина нам хватит, но по мерам безопасности гражданской авиации у меня должен быть гарантийный безопасный остаток».

Адвокат россиянина Владимира Садовничего утверждает, что долгое время безуспешно пытался привлечь к происходящему внимание посольства РФ в Душанбе. Сейчас в российском МИДе говорят, что следят за делом и даже второй день пытаются дозвониться до главы МИД Таджикистана. Российские дипломаты надеются, что смогут сегодня добиться объяснений от таджикской стороны.

«Там будет апелляция, другие процедуры, которые дают возможность отыграть назад. Мы пока не задействовали весь свой арсенал средств в общении с Душанбе, но теперь пустим их в ход, - заявил источник «Коммерсанта» в МИДе. - Разве что 201-ю дивизию (военная база РФ в Таджикистане - прим. ред.) пока поднимать не будем».

Одной из самых реальных и наиболее действенных мер воздействия Москвы на Душанбе может стать введение жестких квот или даже визового режима на въезд для граждан Таджикистана, считают эксперты, опрошенные «Московским комсомольцем».

Директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил, что российское правительство может вообще перекрыть все каналы помощи этой стране. «Есть ощущение, что кто-то вовремя не придал этому делу особого значения, - цитирует его слова NEWSru.com. - Мне кажется, что у нас есть реальные возможности повлиять на власти Таджикистана, но почему-то этого не было сделано. Там сложилось впечатление, что российская сторона не будет сильно обеспокоена вынесенным вердиктом».

По мнению некоторых экспертов, дело летчиков – продуманный ответ Таджикистана России, которая вначале отказалась от проекта Рогунской ГЭС, а затем оставила Таджикистан без поддержки весной 2011 года, когда там резко активизировались боевики «Исламского движения Узбекистана»*.

Между тем, представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd., где работали оба летчика, Валерий Пфефер убежден, что дело в технике. «Понадобились самолеты. Я не думаю, а знаю. Понадобились за бесплатно самолеты и нужно было что-то выдумать. Высосать из пальца», - заявил он «КП», пояснив, что Ан-72 уникальны тем, что могут садиться практически в любых условиях.

Как отмечает «Лента.Ру», не исключено, что Таджикистан отвел Владимиру Садовничему роль рычага для давления на Россию. Ведь в ближайшее время между Москвой и Душанбе должны быть заключены как минимум три важных соглашения: о продлении на 49 лет срока пребывания в республике 201-й российской военной базы, о комплексе российских космических войск в Нуреке и об экономическом партнерстве.

*
«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.
Реклама на веке
Банкир-фронтовик Имущество Тимошенко арестовано