Истории большого количества знаменитых живописцев сходятся в одном: многие их модели умирали вскоре после написания портрета или даже во время работы художника над ним.
Так, например, Мона Лиза, четыре года позировавшая Леонардо да Винчи, в итоге умерла в 28 лет.
В 30 лет от чахотки умерла Саския, жена Рембрандта, которую великий живописец изобразил на картинах "Даная" и "Флора". Рембрандт любил рисовать и портреты своих детей. Трое из них умерли в младенчестве, четвертый прожил всего до 27 лет. Вторая жена Рембрандта, Хендрике Стоффельдс, позировавшая художнику для многих картин, тоже прожила недолго.
Герцогиня Альба - модель испанского живописца Гойи, изображенная на его картинах "Маха обнаженная" и "Маха одетая", умерла через три года после завершения работы над полотнами, хотя герцогиня обладала отменным здоровьем.
В 35 лет трагически закончилась жизнь супруги Рубенса Изабеллы, которая была моделью почти всех его мадонн. Две жены Пикассо, модели великого художника, покончили жизнь самоубийством.
Так же закончилась жизнь супруги Ильи Глазунова, Нины, она выбросилась из окна. Что касается французского скульптора Огюста Родена, то он свою жену никогда не рисовал и не лепил, построил с ней долгую счастливую семейную жизнь. Однако мастер запечатлел в композициях "Поцелуй" и "Вечная весна" свою любовницу, Камиллу Кладель. Вскоре после этого женщина сошла с ума и мучимая ужасными припадками, 20 лет провела в сумасшедшем доме.
Та же участь постигла и мальчика Васю, который позировал Перову для картины "Тройка". Его мать будто предчувствовала беду и не разрешала позировать художнику, боясь, что мальчик умрет.
Илья Репин и вовсе слыл среди знакомых "черным провидцем". Так, работу над портретами хирурга Пирогова и композитора Мусоргского мастер закончил буквально за день до их кончины. Умерла от чахотки и его молодая жена, которую он рисовал. Что касается его картины "Иван Грозный убивает своего сына", то натурщиком здесь был писатель Всеволод Гаршин, который вскоре бросился с площадки четвертого этажа в лестничный пролет. Кроме того, премьер-министра Столыпина, над портретом которого работал Репин, застрелили сразу же, как только художник положил последний мазок.
Однако, старший научный сотрудник Третьяковки Татьяна Юдкевич в интервью газете "Эспаньола", интерпретирует эти странные события как нелепые совпадения: - Мусоргского Репин писал, когда тот был смертельно болен. Пирогову шел уже 71-й год. Гаршин был психически неустойчивым. До Репина Столыпина писали Суриков, французы - почему же он тогда не умер? От чахотки в те века умирало очень много людей. И дети у Рембрандта умерли, потому что их мать была очень больной женщиной.
Вице-президент Российской академии художеств Эдуард Дробицкий в интервью с "Эспаньолой", дополняет свою коллегу: - Глазунов сделал лишь один портрет своей жены. И история ее смерти запутанная. У Нины был рак полости рта. Из-за боли у нее мог помутиться рассудок, и она могла покончить жизнь самоубийством. По другой версии, Нине "помогли" выпасть. Кто - это тайна следствия.
Однако и самого Дробицкого не обошли необъяснимые вещи, связанные с портретами. "Много лет назад я написал двойной портрет, изобразив на картине Высоцкого и Пушкина. Володя был одет в костюм поэта, а Александр Сергеевич - в "джинсу". Через две недели Высоцкий умер. Коллеги мне сказали, что энергетику уже умершего классика я через кисть передал Высоцкому и тем приблизил его конец", - сказал Дробицкий.
Врачи, ученые, искусствоведы разных стран пытаются раскрыть тайны судьбоносных портретов. Некоторые парапсихологи считают, что художник во время работы над портретом как бы "сжигает" свою модель, питаясь ее энергией. Кроме того, по их мнению, некоторые художники обладают даром врача-диагноста и, рисуя лицо натурщика, сами того не осознавая, могут заметить и изобразить признаки серьезной болезни и даже предугадать день его смерти.
При написании портрета мастер как бы проникает во внутренний мир человека и при этом вкладывает в образ изображенного человека свою энергетику, которая может оказаться как доброй, так и злой. Что же до профессиональных моделей, то они, похоже, обладают своеобразным противоядием, и просто-напросто не допускают художника в свою душу.
Появляются все новые и новые объяснения феномена "судьбоносных картин", однако тайна, связывающая человека и его изображение, остается и по сей день до конца не разгаданной.