"Моби Дик" Германа Мелвилла (1819-1891) считается самым великим американским романом XIX века. В центре этого уникального, написанного вопреки всем законам жанра произведения, - погоня за Белым Китом. Захватывающий сюжет, эпические морские картины, описания ярких человеческих характеров в гармоничном сочетании с самыми универсальными философскими обобщениями сделали Моби Дика подлинным шедевром мировой литературы. Роман вышел в 1851 году, однако книга не пользовалась популярностью. При жизни автора было продано лишь 5 000 экземпляров. Настоящая слава пришла к нему лишь в 20-е годы ХХ века. Однако только в 1970-е обнаружились документальные источники романа дневники некоего Томаса Никерсена, уроженца острова Нантакет (столице китобойного промысла), который служил юнгой на корабле Эссекс. Создатели фильма Эссекс: подлинная история Моби Дика, расскажут о последнем рейде китобойного судна. Опираясь на дневники юнги и мнения специалистов, они шаг за шагом в деталях восстанавливают все реалии китобойного промысла начала XIX века. "Прежде чем попасть на корабль Томас Никерсен работал в доках, помогая подготовить судно к длительному плаванию, что было в обычаях того времени, - объясняет Томас Хефернен, автор книги Пробитый китом. - Эссекс был старым кораблем, это было его 9-е плавание. Каждый рейд длился 2-3 года, поскольку к тому моменту уже была разработана технология вытапливания китового жира прямо на корабле. Капитан китобойного судна зарабатывал в 3-6 раз больше капитана торгового судна. Однако рядовые матросы часто получали очень мало. Все зависело от улова в конце плавания, поскольку им платили доли от добытого китового жира".
В фильме рассказывается, что корабль вышел в море 12 августа 1819 года и направился к Азорским островам. Его капитаном был 28-летний Джордж Поллард, первым помощником - 22-летний Оуэн Чейз. Плавание не было удачным. Через 4 дня после выхода в море корабль попал в шквал и сильно пострадал, однако команда решила не возвращаться в порт для ремонта. Охота проходила так: когда замечали стадо китов, на воду спускали вельботы. Обычный же порядок рассадки в лодках был следующим: обязательно старший по званию, опытный гарпунщик и один смышленый матрос, который в следующем плавании мог стать помощником или гарпунщиком. Остальные - неопытные новички с ферм и фабрик, которые так приобщались к мастерству. Сначала киту наносили раны одну за другой. Когда животное уставало, помощник или капитан 5-метровой острогой били животное до тех пор, пока не хлынет кровь. В то время, когда кит бился в судорогах, нужно было успеть отплыть подальше, а потом быстро разделать тушу, пока не появились акулы. Подкожный жир кита варили в чанах. Затем исследовали кишечник животного на предмет амбры и голову, где находилось ценное спермацетовое масло. В полутора тысячах милях от Перу Эссекс столкнулся с 26-метровым кашалотом, который пробил днище корабля. Команда вынуждена была спасаться на вельботах. К тому моменту, когда их подобрали другие суда, из 20 членов экипажа в живых остались лишь 8. Сыновья Чейза первого помощника пошли по стопам отца. Один из них, Уильям Генри Чейз, работал на китобойном судне, которое в море встретилось с другим кораблем, на котором плыл молодой учитель по имени Герман Мелвилл. Чейз-младший дал ему прочесть повесть, написанную отцом. Повесть произвела на Мелвилла такое впечатление, что он взял нападение кита на Эссекс в качестве сюжетной основы к своему роману.
В фильме приняли участие: Томас Хефернен, автор книги Пробитый китом; Нет Филбрик, автор книги в Сердце моря; Стюарт Фрэнк, директор Музея китового промысла; Пол Шнайдер, автор книги Спасительный берег. Смотрите сегодня, 17 августа, в 17.20 на телеканале Культура документальный фильм Эссекс: подлинная история Моби Дика.