Заявленную в начале года выставку знаменитого французского художника Анри де Тулуз-Лотрека по праву можно назвать одним из главных событий текущего выставочного сезона Третьяковской галереи. Во-первых, она посвящена одной стороне творчества художника – графике. Во-вторых, она открывает московской публике Лотрека как выдающегося литографа, ведущую фигуру в истории этого вида гравюры, мастера, определившего пути становления европейского плаката XX века. А в-третьих, его работы уже были показаны в стенах музея Третьяковской галереи еще в начале XX века. К примеру, произведение «Иветт Гильбер поет песенку «Linger, longer, loo» принадлежало собранию Галереи с 1910 по 1925 год, куда поступило по завещанию одного из первых коллекционеров современного французского искусства в России Михаила Абрамовича Морозова.
Выставка в Третьяковской галерее представляет наиболее плодотворный период творчества художника – с 1890 по 1900 год. Это время, когда Тулуз-Лотрек уже сложился как художник-летописец блестящих и тайных сторон жизни Парижа – столицы искусств, развлечений и удовольствий, когда оттачивалось мастерство Лотрека – уникального литографа. На выставке представлены театральные афиши, афиши к изданиям («Королева радости», 1892), иллюстрации к книгам («Утомленный Эрос», 1898), к песням из репертуара друзей Лотрека («Твои уста», 1893).
Неожиданным выбором мотивов внимание публики привлекут такие произведения, как «Приглашение на чашку молока» (1897), «Загородная прогулка» (1897), «Автомобилист» (1898), «Жокей» (1899), «Собака и попугай» (1899). В экспозицию включено пять листов, приоткрывающих творческую «кухню» художника, – вариации работы над композицией «Лой Фюллер» (1893), в которых Лотрек, меняя соотношения цвета, нанося дополнительные краски на готовые оттиски, пытается наиболее полно отобразить магию «символистского» танца американской артистки.
Безусловно, работы Анри де Тулуз-Лотрека, чье творчество мало было представлено в российских собраниях, вызовет интерес у отечественной публики.