В администрации президента не исключают кардинального реформирования парламентской избирательной системы до 2021 года. Лакмусом станут итоги выборов в парламенты субъектов РФ и городские думы, которые состоятся в ближайшее воскресенье, 8 сентября. Если средний процент голосов, набранных представителями единороссов по спискам, составит менее 40%, начнется пересмотр правил выборов, утверждают трое собеседников РБК, знакомых с кремлевскими обсуждениями. Реформа будет направлена на изменение соотношения депутатов Госдумы, избираемых по спискам и мажоритарным округам. Сейчас оно составляет 50:50, или по 225 парламентариев. Новая формула может предусматривать соотношение 75:25 в пользу депутатов, избираемых по одномандатным округам.
Возможность подобного изменения избирательной системы в июле анонсировали собеседники Bloomberg. Информаторы РБК уточняют: пока предложение оформлено в виде идеи без предметного изучения и анализа. Если в субъектах РФ за списки «Единой России» проголосует в среднем более 40% избирателей, этот результат будет признан удовлетворительным, более низкий показатель будет оценен как неуд. В этом случае дискуссия о пересмотре избирательной системы оживится, и шансов на проведение реформы станет больше.
Другой инсайдер указывает, что весомым фактором станет как результат единороссов, так и прохождение выборов. Чем больше скандальных прецедентов будет возникать при обработке бюллетеней, тем меньше шансов устоять у старой избирательной системы. Для легитимизации результатов выборов «Единой России» не нужны резонансные происшествия, рассуждают собеседники. Напомним, что в ближайшее воскресенье в 13 субъектах РФ состоятся выборы заксобраний, депутаты городских дум будут избраны в 21 населенном пункте. В каждом субъекте механизм выборов утвержден индивидуально - от полностью мажоритарного до полностью списочного.
Собеседники агентства указывают: главная цель единороссов на выборах-2021 – формирование стабильного большинства как минимум и конституционного – как максимум. Однако ее достижение оказалось под вопросом из-за продолжительного падения уровня поддержки партии власти, которое началось после старта пенсионной реформы летом прошлого года. За прошедшее время рейтинг «Единой России» по шкале ВЦИОМа упал с почти 48% до 32%. Источники констатируют: такой уровень поддержки не гарантирует победы на парламентских выборах. Значимость проблемы повышается ввиду того, что избранные в 2021 году депутаты будут у власти в переходной период 2024 года.
Привлекательность смещения соотношения избираемых по округам и спискам депутатов в пользу первых объясняется тем, что на местах власть более результативно использует админресурс. Схожие реформы уже состоялись в ряде субъектов. На Алтае, в Марий Эл, Хабаровском крае и Тульской области большинство парламентариев 8 сентября будет избрано по округам.
Между тем, источники отмечают, что пока абсолютной уверенности в целесообразности реформы системы выборов в Госдуму нет. Увеличение доли мажоритарщиков неизбежно ослабит партии, а из центра проблематично будет курировать и координировать борьбу в 330 округах. Показательным является пример столицы, где депутатов Мосгордумы решили избирать исключительно по округам, что вызвало резкий всплеск протестной активности. Подобная картина может проецироваться на страну в целом. Среди других потенциальных рисков – снижение управляемости Госдумы. Победившие по округам депутаты чаще ориентируются на региональные элиты нежели на первых лиц партии. Но, резюмируют собеседники, быть реформе или нет станет известно только в 2020 году.
Система, при которой большинство депутатов Госдумы избиралось бы в округах, в современной России не применялась. Все думские кампании, за исключением выборов 2007 и 2011 годов, были проведены по смешанной системе в ее нынешней версии. Остальные две каденции были избраны исключительно по партийным спискам. В обеих большинство сформировали единороссы, правда, в 2007 году – конституционное, а в 2011 году – простое.
Политолог Константин Калачев считает, что реформа, скорее, состоится, ибо реальный уровень поддержки единороссов в отдельных субъектах не дотягивает до 30%. Но, добавляет эксперт, смещение пропорций в пользу мажоритарщиков чревато увеличением количества и масштаба скандалов, связанных с отказами в регистрации и снятиями с гонки. Кроме того, сохраняется вероятность проигрыша кандидатов от власти и побед оппозиционеров. Более рациональна реформа, при которой партиям разрешили бы создавать предвыборные блоки: рейтинг единороссов увеличился бы в случае объединения с Общероссийским народным фронтом.