Представители парфюмерной отрасли надеются на поправки, которые освободят их от этой необходимости. Однако пока постановление Правительства РФ лишь позволило парфюмерам не оклеивать их продукцию акцизной маркой. Вносить же информацию о товаре в ЕГАИС обязаны все изготовители спиртосодержащей продукции.
В настоящий момент все парфюмерные линии в России остановлены, в магазинах распродают старые запасы, говорит, вице-президент исследовательской компании Старая крепость Анна Дычева-Смирнова. С прилавков исчезают даже средства для укладки волос и спиртосодержащая косметика.
По словам руководителя ТД Покровка Романа Гуськова, Многие даже из тех региональных компаний, которые закупили оборудование и подключили ЕГАИС, не могут приступить к работе, так как не заполнены федеральные базы системы. Не знаю как импортеры, но производители не имеют возможности заполнить базы, так как авторы ЕГАИС разработали программу, рассчитанную на начало бизнеса с нулевой отметки, а о том, что склады заполнены товаром, произведенным до 1 июля 2006г. никто не подумал.
В связи с изменениями в законодательстве дефицита спиртосодержащей парфюмерии ожидать не стоит. Правда, после введения акцизных марок на парфюмерную продукцию мелкие компании будут вынуждены покинуть данный рынок. Сложность в том, что лицензия, которую необходимо будет приобрести, стоит порядка 500 тыс. руб.
А вот главный бухгалтер сети крупных парфюмерно-косметических магазинов Владивостока Елена Бирюкова, никакой опасности в нововведениях не видит. По ее словам, ажиотаж, который возник вокруг вступления в силу нового закона, абсолютно неуместен применительно к розничной торговле парфюмерной продукцией. Те бутики, которые стали распродавать старые запасы по сниженным ценам, либо плохо читали закон, либо послушали средства массовой информации, которые также не разобрались в документе.
Действительно, парфюмерно-косметическая группа продуктов, которые содержат спирт, попадает под закон и подлежит лицензированию. Однако в законе прямо указано, что он не распространяется на розничную продажу. Единственное, у торговцев могут возникнуть проблемы с поставщиками, которые до 1 июля 2006 года, момента вступления в сил закона, должны были получить лицензию на продажу спиртосодержащих продуктов. Однако закон вышел еще 1 января 2006 года, и у всех, кто хотел получить лицензию, было время подготовиться.
Что касается наших магазинов, новый закон никак не отразился ни на оборотах, ни на ценах, ни на разнообразии марок. Мы работаем с единственным поставщиком, который получил лицензию.
Депутаты обещали парфюмерам принять поправки, которые бы вывели их продукцию из-под действия скандального закона. Участники рынка надеялись, что это случится летом, но комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму решил рассмотреть обещанные поправки только после каникул, в осеннюю сессию.
Ничуть не лучше картина и у производителей бытовой химии. Там готовность к работе по-новому, пожалуй, самая низкая. Стеклоомывателя у торговли хватит максимум до сентября, говорит Дмитрий Шейбе, гендиректор ЗАО Нефтехимия, Спирт, между прочим, содержится и в лаках, и в красках, и в стеклоочистителях, и в средствах от комаров, и даже в шоколадных конфетах. На российских складах почти не осталось парфюмерии, косметики и бытовой химии. В скором времени - а если правительство ничего не предпримет, уже к концу лета - могут оказаться в дефиците духи, одеколоны, лаки для волос, тушь для ресниц, дезодоранты, кремы для рук, всякие стеклоочистители и с ними многое из бытовой химии.
Но самое неприятное во всем этом, что под угрозой и аптечные товары. Правда, в Союзе профессиональных фарморганизаций (СПФО) считают, что основной объем спирта содержится в растительных настойках отечественного изготовления, которые не относятся к числу жизненно важных лекарств. Однако сердечные капли в России по старинке тоже часто делают на спиртовой основе.
Зато Борис Грызлов уже заявил о необходимости запретить продажу лекарств без использования технологий защиты от подделок, обещая принять соответствующий закон уже осенью. По словам руководителя отдела Центра маркетинговых исследований Фармэксперт Давида Мелик-Гусейнова, Скорее всего, лекарственные препараты будут оклеиваться голограммой наподобие акцизной марки. Возможно, требование обязательного нанесения голограмм будет введено уже в этом году. По всей видимости, эту обязанность возложат на дистрибьюторов, эта голограмма станет своего рода унификационным знаком, дистрибьюторам будут выделять квоты на их получение, и в целом это поможет сделать систему распространения лекарств более прозрачной.
Большинство экспертов сходятся в одном если сейчас не принять срочных мер, то в ближайшее время, с прилавков исчезнет все: начиная от Шанели и заканчивая Огуречным одеколоном.