Одна из самых дорогих поправок, созревших ко второму чтению – финансирование оплаты больничных листов. На это выделяется 12 млрд. рублей. Ранее Минфин предлагал сэкономить на оплате больничных, мотивируя это тем, что дефицит бюджета Фонда социального страхования составляет 77 млрд. рублей. 100-процентную оплату больничного Минфин предложил оставить только тем, у кого страховой стаж 15 и более лет. В действующем законодательстве для получения пособия в полном объеме достаточно иметь страховой стаж 8 лет. Эта норма ударила бы по молодым семьям. В итоге депутатам удалось отстоять ныне существующую систему выплат.
На здравоохранение выделяется 460 млрд. рублей. Деньги планируется потратить на ремонт и покупку нового оборудования, а также на повышение финансовой обеспеченности стандартов оказания медицинской помощи. Но сами стандарты еще только разрабатываются. 1,7 млрд. рублей будут направлены на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и 500 бассейнов. Еще 1,1 млрд. рублей пойдут на реализацию программы профобучения.
На дорожное строительство в 2011 году запланировано выделить 386,7 млрд. рублей. Ассигнования на пенсионное обеспечение остались прежними - 4,7 трлн. рублей. С 1 февраля 2011 года трудовая пенсия вырастет на 8%, в результате средний размер трудовой пенсии на конец следующего года превысит 8,8 тыс. рублей (на 8,5% больше, чем сейчас).
Дефицит бюджета в 2011 году запланирован в размере 1,814 трлн. рублей (3,6% ВВП), в 2012 году - 1,734 трлн. рублей (3,1% ВВП), в 2013 году - 1,795 трлн. рублей (2,9% ВВП).
Доходы бюджета в 2011 году планируются в размере 8,844 трлн. рублей (17,6% ВВП), в 2012 году - 9,503 трлн. рублей (17% ВВП), в 2013 году - 10,379 трлн. рублей (16,8% ВВП). Из них нефтегазовые доходы в 2011 году составят 4,090 трлн. рублей (8,1% ВВП), в 2012 и 2013 годах - 4,39 трлн. рублей (7,9% ВВП) и 4,653 трлн. рублей (9,3% ВВП) соответственно.
При этом в документе заложен умеренный среднегодовой рост цен на нефть марки Urals. Прогнозируется, что цены на основной товар российского экспорта вырастут с $75 за баррель в 2010 и 2011 годах до $78 в 2012 году и $79 - в 2013 году.
Расходы бюджета в 2011 году утверждаются на уровне 10,658 трлн. рублей (21,2% ВВП), в 2012 году - 11,237 трлн. рублей (20,1% ВВП), в 2013 году - 12,175 трлн. рублей (19,7% ВВП). Объем ВВП в 2011 году прогнозируется в размере 50,389 трлн. рублей (рост на 4,2%), в 2012 году - 55,95 трлн. рублей (рост на 3,9%), в 2013 году - 61,92 трлн. рублей (рост на 4,5%).
Инфляция на 2011 год планируется на уровне 6,5%, в 2012 году - 6,0%, в 2013 году - 5,5%.
Для покрытия дефицита бюджета в 2011 году планируется использовать только 284,4 млрд. рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований, сообщает Regnum.ru.
Думская оппозиция проголосовала против проекта бюджета. Первый заместитель руководителя фракции«Справедливая Россия» Оксана Дмитриева заявила, что бюджет остался без модернизационной составляющей и не обеспечивает перехода экономики на инновационный путь развития, сообщает «Газета.Ru».
Бюджет «никоим образом не поддерживает интересные идеи о модернизации», согласился коммунист Сергей Решульский, но социальной составляющей тоже остался недоволен: «Бюджет сокращает многие жизненно необходимые социальные расходы, в том числе на образование, медицину, ЖКХ». Фракция ЛДПР также проголосовала против.
Ранее главный финансовый документ страны раскритиковала Общественная палата РФ. Впервые за пять лет своего существования ОП направила в Госдуму письменное заключение. По мнению общественников, в проекте бюджета необходимо было заложить рост ВВП не 3-4%, а 7-8% и указать инструменты, с помощью которых можно было бы добиться таких результатов. Кроме того, в Общественной палате пришли к выводу, что совмещение двух задач, заложенных в этом бюджете, - социальной и модернизационной - невозможно, отмечает «Газета.Ru».
Это бюджет проедания доходов заявляют эксперты опрошенные изданием. К примеру, начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских считает, что «серьезных статей расходов, которые могли бы вызвать реальную модернизацию экономики, мы не видим». «Такой бюджет – бюджет консервации и проедания. А главный признак проедания – это сохраняющийся очень высокий дефицит бюджета», уверен эксперт.
«Безусловно, в центре внимания бюджета-2011 находятся социальные расходы. Да и вряд ли могло быть иначе, учитывая, что следующий год предвыборный. При этом повышенные социальные обязательства финансируются за счет бизнеса: повышаются страховые отчисления, НДПИ, акцизы», - отмечает заместитель начальника аналитического департамента ИК «Арбат Капитал» Алексей Павлов.
При определении основных параметров бюджета вполне разумно придерживаться наиболее консервативных прогнозов стоимости нефти, но стоимость на уровне $75 за баррель к таковым не относится, полагает Павлов. «На сегодняшний день средняя цена барреля Urals сложилась на уровне $77. Но, поскольку приоритетом правящей партии является выполнение повышенных социальных обязательств, необходимо изыскивать дополнительные доходы. И здесь самый простой способ – повысить прогнозную стоимость нефти».