18+
  1. Президент подписал дефолтный бюджет

Президент подписал дефолтный бюджет

Президент подписал дефолтный бюджет
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2014-2016 годы. Основной финансовый документ страны эксперты уже назвали противоречивым, поскольку он был принят исходя из нереалистичных темпов экономического роста. Даже в Госдуме его окрестили «бюджетом дефолта».

Владимир Путин одобрил проект бюджета на ближайшие три года. Напомним, Госдума приняла основной финансовый документ 22 ноября, а 27 ноября его одобрил Совет Федерации.

Дефицит бюджета РФ в 2014 году запланирован на уровне 389,6 млрд. рублей (0,5% ВВП), в 2015 году - 796,6 млрд. рублей (1% ВВП), в 2016 году - 486,5 млрд. рублей (0,6% ВВП). Доходы, как ожидается, составят в 2014 году 13,57 трлн. рублей, в 2015 году - 14,564 трлн. рублей, в 2016 году - 15,906 трлн. рублей, расходы - 13,96 трлн. рублей, 15,361 трлн. Рублей и 16,392 трлн. рублей соответственно.

Бюджет сформирован исходя из среднегодовой цены на нефть в $93 за баррель в 2014 году и $95 - в 2015-2016 годах, то есть ниже прогноза Минэкономразвития. Это правило призвано ограничить трату нефтегазовых доходов. Инфляция в будущем году ожидается на уровне 5%, в 2015-2016 годах - 4,5%.

Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2015 года установлен в размере 7,24 трлн. рублей; на 1 января 2016 года - 8,46 трлн. рублей и на 1 января 2017 года - 9,33 трлн. рублей. Верхний предел государственного внешнего долга устанавливается на уровне $71,9 млрд., $78,8 млрд. и $88,5 млрд. соответственно. Объем Резервного фонда к началу 2016 года должен составить 3,27 трлн. рублей, Фонда национального благосостояния - 2,27 трлн. рублей. Расходы на национальную оборону в 2014 году составят 1,02 трлн. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1,45 трлн. рублей, на социальную политику - 3,53 трлн. рублей, образование - 569,22 млрд. рублей, на здравоохранение - 462,53 млрд. рублей.

Тарифы естественных монополий для промышленных предприятий в 2014 году замораживают, а далее они будут индексироваться на уровень инфляции по предыдущему году. Для населения тарифы будут увеличиваться по формуле инфляция, умноженная на 0,7.

При этом власти признают - бюджет верстался с учетом того, что рост экономики замедляется и «резких скачков» ждать не следует. Министерства должны умерить аппетиты и соизмерять свои «хотелки» с неприятной реальностью. По словам депутата Госдумы Сергея Калашникова, представленный бюджет совершенно «нереальный». «Никаких 3% (роста) ВВП не вытекает из бюджета. Это «хотелки». Но на этих «хотелках» стоит фонд оплаты труда, а фонд оплаты труда - это доходы всех внебюджетных фондов. Значит, не будет пенсий, не будет медицины, не будет социального страхования», - возмущен парламентарий, называющий проект бюджета «бюджетом дефолта».

По словам аналитика «Атон-Менеджмент» Дмитрия Голубовского, бюджет принят исходя из нереалистичных темпов роста в 3%. «Такие темпы роста будут только, если нефть подскочит к $130 за баррель, - пояснил эксперт «Веку». - Реально больше, чем на 2-2,3%, рассчитывать не стоит. Соответственно, поступления будут меньше. Придется решать: либо резать расходную часть бюджета, либо затыкать дыру. Если порежут, то, как обычно происходит в последнее время, социалку. За учителей и врачей некому просить. У них нет лоббистов, а профсоюзы слабы. Порежут социалку, значит, увеличат постфактум градус предвыборной демагогии Путина, который обещал развитие социальной сферы, за что его и поддержало относительное большинство граждан. Популярность власти еще снизится, соответственно, вырастет градус репрессий, потому что именно так власть реагирует на снижение поддержки. С другой стороны, могут не резать расходную часть, а заткнуть дыру. Чем? Резервным фондом, пенсионными деньгами. Пока еще есть чем. На пару-тройку лет еще хватит».

Такой расклад, по мнению Голубовского, мы имеем потому, что структурный кризис российской экономики из теоретическо-пропагандистской плоскости а-ля статья Медведева «Россия, вперед!» перешел в сугубо практическую плоскость, чему способствовало плохо просчитанное по последствиям вступление в ВТО, которое произошло в прошлом году.

«Ответом на кризис могут быть только реформы, которые должны обеспечить рост реального сектора и привлечение в него инвестиций. Надо отметить, что определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, государство озаботилось обузданием роста тарифов. Это хорошо, но недостаточно. Нужны налоговые послабления и снижение административного давления», - заключает эксперт.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко отмечает: Росстат также совсем недавно представил оценку изменения российской экономики в III квартале 2013 года. «По итогам отчетного периода ВВП страны вырос на 1,2% (г/г), то есть по итогам девяти месяцев можно констатировать увеличение показателя примерно на 1,3% (г/г). Собственно, данные подтверждают, что в отечественной экономике значимых изменений пока не произошло, так что по итогам года рост ВВП вряд ли составит больше 1,5% (г/г), - заявил эксперт «Веку». - На фоне достаточно сложной ситуации в мировой экономике российские чиновники начали принимать меры по стабилизации ситуации внутри РФ, в частности, существенному пересмотру подвергся федеральный бюджет РФ. Правда, заложенные в основу этого документа прогнозы по ключевым макроэкономическим показателям выглядят слишком оптимистичными. Собственно, именно из-за этого в течение года может возникнуть проблема по собираемости доходной части бюджета, так как темпы роста экономики напрямую будут влиять на доходы населения и предприятий, что скажется на выплатах НДФЛ, НДС и налога на прибыль».

При этом эксперт отмечает: действительно вызывает опасения структура бюджетных расходов, где сокращению подверглись практически все социально-ориентированные статьи расходов, а выросли траты на силовые структуры. «Конечно, отчасти это решение понятно, но все же оно выглядит спорным. Пенсионный маневр уже вызвал шквал критики, так что правительству не стоит дальше «затягивать пояса», - предупреждает Сороко.

«При формировании федерального бюджета учитывается множество параметров и факторов, в том числе и внешнеэкономических, - пояснила «Веку» аналитик «Альпари» Анна Кокорева. - При текущих условиях, когда речь идет о стагнации экономики, высоком уровне инфляции (6,3%), нулевом росте промпроизводства, принятый бюджет кажется дефолтным. На мой взгляд, не все так плохо. Да, надо признать, что цель в 3% по ВВП завышена, но рост на уровне 1,5-2% возможен».

Основными двигателями экономического роста эксперт видит следующие моменты: ЦБ РФ продолжает активно бороться с инфляцией, значит, есть надежда, что она сократится в 2014 году; ожидается улучшение в мировой экономике, что позволяет прогнозировать рост спроса на сырье. Для России важную роль будет играть восстановление спроса на металлы; идет активное завоевание нефтегазовыми компаниями азиатских рынков. Это тоже дополнительный доход. «Расширение Таможенного союза будет способствовать увеличению торгового оборота, повышению спроса на отечественную продукцию, а, значит, будет стимулировать рост производства. Зимняя Олимпиада будет способствовать притоку инвестиционного капитала в страну; плюс помогут высокие цены на нефть. А санация банковской системы автоматически сократит отмывание денег», - подчеркивает Кокорева.

Последние новости