Пригожин добивается интернет-забвения

Накануне Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга рассмотрел часть исков ресторатора Евгения Пригожина к Яндексу. Бизнесмена, как выяснилось, не устраивает, к примеру, упоминание его имени в связке с так называемой «Фабрикой троллей» из Ольгино и контрактами Минобороны.

В числе записей, о которых, по мнению ресторатора Евгения Пригожина, должна забыть поисковая система, статья интернет-издания «Фонтанка» «Империя Пригожина взяла военные городки». В ней речь идет о госконтрактах на сумму около 26 млрд. рублей на обслуживание военных городков. Заключены договоры якобы с компаниями, принадлежащими Пригожину и не имеющими необходимых лицензий на выполнение такого рода работ.

Бизнесмен также хотел бы добиться удаления из поисковой выдачи материала под названием «В России рассказали о воровстве повара Путина», который опубликовало украинское издание «Апостроф». Данная публикация рассказывает о расследовании ФБК* по контрактам на общую сумму 40 млрд. рублей, в рамках которых аффилированные с ресторатором компании должны были предоставить коммунальные услуги военным городкам Минобороны.

Пригожин хотел бы, чтобы Яндекс также забыл о статье, опубликованной на портале «Горзаказ». По всей видимости, речь идет о продолжении ранее опубликованного материала «Уловка-22 для Пригожина», который рассказывает о том, что прокуратура признала незаконной деятельность фирм, вероятно, связанных с сотрудниками компании Пригожина.

Реклама на веке

Во время заседания судья также сообщила, что бизнесмен хотел бы убрать из выдачи еще один материал, указывающий на его связь с агентством интернет-исследований — так называемой «Фабрикой троллей». Из выложенной хакерами в Сеть переписки из «Анонимного интернационала» стало известно, что финансовые отчеты «Фабрики троллей» подаются в фирму «Конкорд».

Представитель Пригожина попросил суд пересмотреть формат слушаний и проводить их закрытом режиме. Свое ходатайство он обосновал тем, что проведение разбирательства в открытом режиме приведет к копированию материалов, удаления которых из поисковой выдачи добивается истец. Рассмотрение дела было перенесено судом на 1 июля.

С марта Пригожин подал 18 исков к интернет-компаниям Яндекс, Mail.Ru Group и Google. Подавляющее большинство из них (15) адресованы Яндексу, два иска были поданы к Mail.Ru Group, еще один — к Google. Как сообщили в Яндексе, иски связаны с отказом сервиса удалять ссылки из результатов поиска, чего требует закон «о забвении». В Яндексе пояснили, что представители Пригожина не предоставили достаточных оснований для удаления ссылок.

Евгений Пригожин больше всего известен своими связями с Кремлем. СМИ нередко называют его «неприкасаемым» из «когорты близких связей» президента Владимира Путина. Его компании много раз кормили гостей на главных приемах в Кремле, в том числе на инаугурации президента РФ, а также на Петербургском и Давосском экономических форумах.

Журнал Forbes в 2013 году, описывая головокружительную карьеру Пригожина, отмечал, что за 11 лет бизнесмену удалось проделать большой путь от организации статусных обедов для главы государства до крупнейшего подрядчика Минобороны РФ.

Верхние результаты выдачи в поисковых системах Яндекс и Google по запросу «Пригожин» ведут на журналитские расследования, а также блоги, где бизнесмен назван «малопорядочным воротилой» и «экс-зеком».

Так называемый закон «о забвении» вступил в силу с начала 2016 года. Он обязывает поисковики по требованию гражданина без решения суда удалять из результатов поиска ссылки на недостоверную или неактуальную информацию о нем. В том случае, если поисковая система отказывается это сделать, гражданин вправе потребовать удаления ссылок через суд. При этом, если суд сочтет отказ неправомерным, а поисковая система откажется выполнить судебное решение, нарушителя ждет штраф до 1 млн. рублей.

Российские парламентарии, разработавшие данный законопроект, настаивают на том, что использовали европейский опыт. Но в Европе такого закона нет, хотя он и обсуждается.

Стоит отметить, что Яндекс и Mail.Ru Group ранее отказали большинству пользователей, которые потребовали удалить ту или иную информацию о себе.

Одним из первых более-менее известных людей, воспользовавшихся «правом на забвение», оказался бизнесмен Сергей Михайлов, которому СМИ приписывали прозвище Михась, вспоминая его уголовное прошлое. В прессе он упоминался как один из лидеров Солнцевской ОПГ. Яндекс и Google скрыли часть результатов по запросам о Михайлове, которые касались его прошлого времен лихих 90-х.

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
10 главных причин появления жировых отложений на животе По аватарам в социальных сетях можно судить о личности