Напомним, что в скором времени агентство, возглавляемое Сергеем Кириенко, должно превратиться в госкорпорацию «Атомпром». Между тем, по мнению экспертов, реформа Росатома преследует две цели. Во-первых, ведомству Кириенко необходимо избавиться от проблемных компаний, с которыми связано имя бывшего главы Минатома Евгения Адамова, а, во-вторых, став госкорпорацией, Росатом сможет продать часть акций своих структур частному инвестору.
Напомним, что в свое время «Техснабэкспорт», руководителем которого был Владимир Смирнов, создавался с благословения Адамова как посредник между Россией и Америкой, куда сбывался низкообогащенный уран.
13 лет назад Россия и США заключили так называемое соглашение ВОУ-НОУ для целей ядерного разоружения, именуемое в обиходе программой «Мегатонны в мегаватты». Россия обязана была в период 2001-2013 годов ежегодно направлять 900 метрических тонн низкообогащенного топлива энергетического качества корпорации United States Enrichment Corporation (USEC). USEC осуществлял покупку услуг по обогащению, а затем возвращал оставшийся природный уран исполнительному агенту правительства Российской Федерации - «Техснабэкспорту», который через GNSS осуществлял продажи природных компонентов ВОУ.
Собственно, учредителем GNSS являлся «Техснабэкспорт», владевший 51% ее акций. Но когда цены на НОУ резко возросли, была проведена многоходовая комбинация, и GNSS перешла в руки частной американской компании ТКСТ, подконтрольной, как утверждала впоследствии Генпрокуратура, доверенному лицу Адамова, директору ГУП ГНИ «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований» Вячеславу Письменному.
В результате «Техснабэкспорту» и другим российским акционерам GNSS, по мнению прокуратуры, был нанесен ущерб в размере $29 млн. Кроме того, как выяснило следствие, Адамов дал указание главе «Техснабэкспорта» Ревмиру Фрайштуту простить $113 млн, которые задолжала компании GNSS. В целом же ущерб, нанесенный ими российской казне и предприятиям, оценивается в 3 млрд рублей.
В октябре 2003 года новое руководство «Техснабэкспорта»« приняло решение с 1 января 2004 года отказаться от услуг GNSS. Решение, как сообщалось в распространенном ТСЭ заявлении, принято на основании заключения о несоответствии условий контракта с GNSS интересам Российской Федерации и в отсутствии правовой основы для продолжения его выполнения.
В настоящее время Росимущество судится с GNSS, требуя признать сделку ничтожной. Дело в том что американцы пригрозились предъявить России иски, связанные с неисполнением договора.
Теперь же, когда «Техснабэкспорт» «самоликвидировался» и слился с «Атомэнергопромом», спрашивать, собственно, стало не с кого.
Впрочем, это является только частью плана Кириенко. Вообще он был назначен в свое время на этот пост, как профессиональный менеджер, чтобы превратить Росатом в крупнейшую госкорпорацию, какой до приватизации являлось РАО ЕЭС, или «Газпром».
Справедливости ради надо отметить, что Сергей Владиленович не изобрел велосипеда. Планы по подобному реформированию вынашивал еще Евгений Адамов. Только ему то ли не дали этого сделать, то ли он не успел. Скорее всего первое, так как к подобным вещам допускают только «своих».
Собственно реорганизация Росатома уже идет. Вначале «Газпромбанк» передал Росатому активы «Атомэнергоэкспорта». Затем должен быть акционирован «Росэнергоатом», занимающийся производством электроэнергии в России. Вокруг «Росэнергоатома» также объединятся гражданские НИИ и предприятия атомной отрасли. В корпорацию также вольется «ТВЭЛ» – мировой лидер в производстве ядерного топлива. На топливе с маркой «ТВЭЛ» работают 76 энергетических (17% мирового рынка) и 30 исследовательских реакторов в 13 странах мира.
Для чего нужна такая реорганизация отрасли - понятно. В западной прессе давно уже пишут о том, что в России появляется новый гигант, который будет диктовать миру свои условия в торговле обогащенным ураном, в строительстве АЭС и оказании услуг по обогащению.
Но, с другой стороны, содержать такую огромную отрасль государство просто не в состоянии, точно так же, как ему это было тяжело делать в случае с РАО ЕЭС. Исходя из опыта энергохолдинга можно предположить два варианта развития событий.
По первому варианту блокирующие активы госкорпорации могут быть проданы частным инвесторам или пущены на IPO. Участники таких покупок хорошо известны, они принимают сейчас активное участие в приватизации РАО ЕЭС. Существует и другой вариант. При нем Росатом будет еще раз поделен на ряд предприятий и также пущен с молотка, как это было с ТГК и ОГК.
Если это действительно так, то мы имеем дело с тенденцией, когда на государственном уровне идет глобальная консолидация стратегических активов с целью их дальнейшей перепродажи. Понятно, что достанется все неравноудаленным бизнесменам. Выходит, что правила контроля государства за российской собственностью действует только до определенных границ, заходить за которые «чужим» запрещено.