Всевластию Ростелекома пришел конец

Ростелеком перестал быть монополистом в предоставлении междугородней и международной связи. Несмотря на то что новые правила действуют с января этого года, фактически подвинуть в этом сегменте рынка всенародного оператора удалось только сейчас.

Напомним что ликвидация монополии Ростелекома была одним из требований ЕС в ходе переговорного процесса по присоединению России к ВТО.

Формально конкуренцию монополисту составляла лишь компания ММТ. Она наравне с Ростелекомом еще в январе получила специальные коды для доступа к своей сети конечных абонентов. Однако как стало известно Веку, МГТС, и другие региональные телефонные узлы блокировали доступ, объясняя это техническими сложностями. И лишь с июля месяца все абоненты получили возможность альтернативной связи.

Впрочем, наврядли для Ростелекома в ближайшее время наступят тяжелые времена. Еще в пролом году когда стало ясно что монополии приходит конец, депутаты лоббирующие интересы монополиста в Госдуме, приняли закон ограничивающий права IP-оператовов. С этого года новые правила оказания услуг наложили на них ряд ограничений, сделав их бизнес убыточным или незаконным. Это подтолкнуло провайдеров IP-телефонии к продаже бизнеса, объединению и поиску инвестора для строительства собственной сети дальней связи, созданию компаний с тем же профилем деятельности за рубежом или полному уходу в тень.

Реклама на веке

Этим крайне выгодно для себя воспользовался Ростелеком, и в июне приобрел компанию Зебра Телеком за $13,5 млн. На базе этой компании Ростелеком намерен развивать бизнес по продаже телефонных карточек и IP-телефонии. Участники карточного рынка уже сейчас опасаются демпинга со стороны нового игрока.

Общая сумма сделки составила около $13,5 млн. для прежних владельцев Зебра была лишь венчурным проектом, а сейчас для развития компании понадобились крупные инвестиции, что и подтолкнуло их к продаже бизнеса. В этом году Зебра Телеком получила лицензию на междугородную и международную связь, кроме того, у нее есть лицензии на предоставление услуг связи в 25 регионах.

Как говорят в пресс-службе Ростелекома, под брендом Зебры Ростелеком собирается оказывать услуги IP-телефонии, а также развивать продажу IP-карточек. Позже в компании должны проанализировать, как интегрировать бизнесы с наибольшей эффективностью. Этот альянс может создать достойную конкуренцию на легальном рынке карточной телефонии, потому что Ростелеком может предоставить своей дочке более выгодные условия сотрудничества, чем другим перепродавцам трафика.

По мнению экспертов нелегальный рынок карточек, который до сих пор существует, Ростелеком подавить не сможет, потому что на нем цены в любом случае в 2-3 раза ниже того, что он сможет предложить.

Несомненно, что новая управленческая команда в Ростелекоме пришедшая несколько лет назад сумела добиться существенных результатов. Выручка холдинга за I квартал 2006 г. составила 14,6 млрд. руб., рыночная капитализация компании, акции которой торгуются на NYSE, составляет $3,54 млрд. В 2005 году Ростелеком выплатил дивиденды на сумму 3,44 млрд руб. Однако инвесторы все-таки недовольны тем, что руководство компании еще ни разу не представило перспективный план развития хотя бы на три года вперед. Именно из-за отсутствия стратегии некоторые эксперты негативно оценивают работу менеджмента и совета директоров и характеризуют ее следующей фразой: Руководство компании и представители Связьинвеста в совете директоров ищут все возможности для того, чтобы уйти от принятия решений.

Как считает аналитик ИК Брокеркредитсервис Ростислав Мусиенко, Начиная с конца прошлого года команда Ростелекома решила вцепиться зубами во все направления, какие только можно, закрепиться на них, чтобы в момент либерализации оператор был готов к конкуренции. Поэтому компания уже не похожа на корабль с пробоиной, который еле плывет, и не ясно, то ли в нем залатают дыры, то ли он утонет.

Впрочем, проблемы у Ростелекома начались уже этим летом. В середине июня Федеральная налоговая служба (ФНС) обвинила Ростелеком в неуплате 3,474 млрд. рублей налогов за 2003 год.

Из всех конкурентов наиболее приближен к лицензионным требованиям Транстелеком (МТТ) у него есть разветвленная оптико-волоконная сеть протяженностью более 45 тыс. километров, которая охватывает 71 регион России. Если компания расширит свою зону деятельности на все субъекты Федерации, то сможет претендовать на лицензию. Кроме этого оператора вряд ли кто-то может претендовать на роль значимого конкурента Ростелекома в секторе услуг дальней связи.

МТТ уже предложила клиентам более низкие, чем у Ростелекома, тарифы на звонки в рабочее время. Затем последовала рекламная кампания. А в июне МТТ запустила маркетинговую акцию, предложив всем желающим совершить по три бесплатных звонка в любую точку мира.

Реакция Ростелекома была незамедлительной. Недавно на его сайте появилось предложение для московских абонентов под названием Жаркое лето. До конца июля (тогда заканчивается и акция МТТ) абонентам предлагается совершить не менее семи звонков в любой город или страну, и, если их счет будет не меньше установленной суммы, компания обещает им некий фирменный приз или путевку на морской курорт. Выглядит акция несколько неуклюже: например, розыгрыш путевок между победителями состоится лишь в сентябре, аккурат под завязку отпускного сезона. Впрочем Ростелеком до сих пор не предлагал клиентам даже этого.

Реклама на веке
Минфин не понимает, как выполнить поручение Путина Геннадий Гудков: Настоящие рейдеры санитары леса