Громом среди ясного неба стало озвученное сразу после новогодних каникул сообщение о повсеместной отмене льготных проездных билетов для студентов.
С января в регионах РФ повально отменяются или урезаются транспортные льготы для учащихся. Такие непродуманные меры, естественно, вызывают бурные протесты на местах. Проблема уже дошла до Госдумы, которая предупреждает региональные власти о социально-политических последствиях такого шага, пишет сегодня «Коммерсант».
Между тем, из регионов поступают все новые сообщения СМИ об урезании уже привычных льгот. Так, администрация Великого Новгорода пошла на отмену льгот с 1 января 2016 года, подняв стоимость проезда для студентов с 900 до 1,6 тыс. рублей. Объяснение этому у чиновников вполне ожидаемое. Они просто сослались на отсутствие необходимых средств в городском бюджете. Более того, заместитель мэра Великого Новгорода Павел Морозов еще и заявил в местной печати, что льготы для студентов были отменены потому, что они могут работать.
Процесс сокращения льгот прокатился по всей России - от Калининграда до Дальнего Востока. Так, в Хабаровском крае сразу после новогодних праздников отменены полностью 50-процентные скидки на проезд студентов и школьников в пригородных поездах. Кроме того, стоимость проезда в местных электричках возросла для всех категорий граждан на 10% за одну тарифную зону.
На этом фоне власти Оренбургской области «пощадили» студентов - проезд на пригородных электропоездах подорожал «всего» на четверть в сравнении со старой полной стоимостью.
Между тем, правительство Ростовской области вопросы урезания льгот для студентов продолжает пока обсуждать, а учащиеся вузов и техникумов продолжают пользоваться льготными проездными билетами.
Ситуация с отменой льгот с каждым днем все более обостряется. При этом сложившееся положение с льготным проездом учащихся отказываются комментировать, как пишет «Коммерсант», даже в Минобразования.
В этой ситуации уполномоченный по правам студентов РФ Артем Хромов назвал происходящее «тревожным симптомом». Да, пока еще рано говорить, считает он, что проблема стала массовой, но в отдельных регионах студенты уже организуют многолюдные акции с требованием возвращения льгот и снижения стоимости проезда, что может привести к росту социальной напряженности, предупреждает Хромов.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава, в свою очередь, отметил: урезание льгот может привести к тому, что студенты не смогут продолжать обучение. Соответственно, их законное право на образование не будет реализовано, отметил депутат, напомнив, что размер студенческой стипендии составляет сегодня всего 1,2-1,5 тыс. рублей, в то время как стоимость месячного проездного билета по стране варьируется от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.
Дошло до того, что Берулава уже собирается обратиться с жалобой в Совет безопасности РФ, так как считает, что отмена льгот будет иметь социально-политические последствия. Да, формально местные власти имеют право отменять студенческие льготы, признал он, но руководители, которые принимают такие решения, проявляют политическую близорукость. «Или кому-то сегодня нужны студенческие выступления?» - вопрошает депутат.
Волнения студентов и других категорий граждан в связи с обострением экономической ситуации в стране сегодня вполне реальны. Так, 15 января пенсионеры Краснодара провели митинг в центре города против отмены льгот на проезд в общественном транспорте, которые были упразднены, как и во многих других регионах, с 1 января. К возврату льгот призывали и сочинцы - более сотни пенсионеров перекрыли главную улицу города-курорта. Ранее митингующие проводили сходы у здания мэрии Сочи и городского автовокзала.
Надо сказать, что многочисленные акции на Кубани подействовали на власти - на следующий день после массовых протестов губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев пообещал пенсионерам региона с 1 февраля вернуть им право на льготные проездные билеты.