Со следующего года отечественные предприятия, изготавливающие сельскохозяйственную технику, не будут получать прямые субвенции из государственной казны. Соответствующее решение было принято на совещании в кабмине под руководством зампредов правительства Дмитрия Козака и Алексея Гордеева. Госпрограмма прямого субсидирования действовала с 2013 года и предусматривала выплату производителям сначала 15-20%, а с лета 2018 года – 25-30% отпущенной покупателям техники. Затраты на программу составили 34 млрд рублей.
В беседе с «КоммерсантЪ» в аппарате Козака заявили, что отказ от субсидирования в пользу льготного лизинга позволит ввести единые условия поддержки спроса в различных сегментах машиностроения. Предоставление государственных скидок не напрямую производителям, а на лизинг и приобретение техники в кредит будет способствовать повышению конкуренции на рынке. Аналогичные правила с нового года заработают для вагонов, техники на газобаллонном оборудовании и автомобилей. Льготный лизинг будет распространяться исключительно на технику, соответствующей определению отечественной, которое закреплено в постановлении кабмина №719. Оно предусматривает начисление определенного количества баллов за локализацию того или иного этапа производственного цикла.
Участники рынка отказ от прямых субсидий не приветствуют. Глава «Росспецмаша» Констатин Бабкин говорит, эффективность старой программы себя доказала, поскольку за 5 лет ее реализации выпуск техники отечественными предприятиями увеличился в 2 раза, а экспорт – в 3 раза. На каждый рубль, перечисленный в рамках программы, казна получает отчисления в размере 1,82 рубля. Новые правила отбросят рынок на несколько лет назад, уверен он. А глава «Совэкона» Андрей Сизов считает, что любые формы государственного субсидирования кардинально не отражаются на рынке аграрной техники, и приобретение последней, как и ранее, зависит от финансового положения хозяйств. В Минсельхозе настаивают, что предоставление техники в льготный лизинг более выгодно для аграриев, и позволяет им не затягивать с обновлением средств механизации, не вымывая в то же время все оборотные средства.