Прошлое будущее отечественной авиации

Прошлое будущее отечественной авиации
Фото: http://youtube.com
В минувшие выходные с новой силой вспыхнул интерес российских СМИ к новой отечественной гражданской авиатехнике – машинам Ил-114-300 и МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Полёты обеих машин прошли один за другим и были приурочены к ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина, которую он провёл 17 декабря. Таким образом, событие носило явный презентационный характер и имело своей целью одобрение российским лидером дальнейших работ над этими самолётами.

И такое одобрение последовало. Так, относительно новых машин президент высказался следующим образом: «…МС-21 с нашими отечественными двигателями ПД-14 поднят в воздух. Это практически уже серийный образец почти. Большое достижение, между прочим, и наших двигателестроителей, и авиастроителей. Я их поздравляю с этим событием. И вчера подняли еще Ил-114, совершенно новая машина, практически новой модификации. Тоже большое событие. Поздравляю!»

Подобное высказывание, разумеется, прозвучало как карт-бланш для дальнейшей доводки этих машин несмотря на и без того сложную историю их создания.

Реклама на веке
Как разместить

«Владимир Путин, видимо, не вполне владеет информацией по поводу этих самолётов, - заявил «Веку» пилот российской гражданской авиации Валентин Саломатин. - С одной стороны, возможно, что это и так. Ну, незачем президенту страны лично и дотошно разбираться в каждой модели самолёта. Вот прошёл полёт в штатном режиме. Ему доложили, то что хотели доложить, он одобрил. Всё».

С другой стороны, по словам пилота, Путин мог и знать, что это за самолёты, но специально не заострять на этом внимание, чтобы не травмировать нежную психику граждан. Видимо, этим и объясняются пассажи некоторых центральных российских СМИ об этих самолётах именно в выходные – надо было внятно и обоснованно объяснить необходимость в этих самолётах.

Возьмём, например, Ил-114-300, разработка которого началась на Ташкентском авиапроизводственном объединении (Узбекистан) ещё около 30 лет назад.

«Век» уже подробно рассказывал об истории создания этой машины и этапах превращения из Ил-114 в Ил-114-300.

«А тем, кто говорит, что это лишь вариант Ил-114 30-летней дальности, конструкторы отвечают: это вообще другой самолет. За индексом «300» скрываются три поколения в авиации. А еще на нем новейшие российские турбовинтовые двигатели, тоже повод для гордости», - сразу берёт быка за рога и идёт в наступление на возможных критиков Первый канал буквально с утра понедельника.

Но то, что недоговаривают журналисты, всё-таки комментируют специалисты. Так, например, как сообщили в «Ростехе», второй после поднявшегося на прошлой неделе опытный лайнер Ил-114-300 пройдёт испытания только в 2021 году. Это косвенно подтверждает версию первого полёта этой машины как рекламно-показательной акции. Дело в том, что вторая машина, которую ждут в следующем году, получит «обновлённый планер», а это уже то, за что её и можно назвать фактически новым самолётом, а не «нафталиновым» наследием СССР.

Пока же то, что одобрил Путин, есть ни что иное, как обновлённый вариант разработки 80-х годов прошлого века с современной версией цифрового пилотажно-навигационного комплекса, новым электронным оборудованием и российскими малошумными двигателями ТВ7-117СТ-01.

Напомним, Ил-114 – турбовинтовой, двухмоторный, ближнемагистральный пассажирский самолёт для местных линий. Рассчитан на региональные рейсы, в том числе в районах Севера, Дальнего Востока и Сибири. Способен перевозить до 68 пассажиров на 1,5 тыс. километров со скоростью 500 км/ч на высоте 7,6 тыс. метров. Стоимость одной машины по состоянию на прошлый год достигала $20 млн. Производиться самолёт будет на предприятиях Воронежа, Нижнего Новгорода и Ульяновска, а окончательная сборка – на авиационном заводе им. П.А. Воронина в подмосковных Луховицах.

«Всего по программе планируется производство и реализация до 100 воздушных судов типа Ил-114-300 на период до 2030 года для поставки в российские авиакомпании, государственным заказчикам и на экспорт. С получением сертификата типа в 2022 году будут подготовлены к поставке первые серийные самолеты», - заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

Несколько иная, но кардинально не отличающаяся от турбовинтового Ила ситуация с турбовентиляторным МС-21-310. Он младше своего винтового собрата. Но тоже не «юноша», так как история его создания уходит в разработку в начало 90-х годов прошлого века в ОКБ им. Яковлева Як-242. И тоже сложная судьба становления. Машина долго испытывалась и доводилась до ума. Сложности представляли иностранные партнёры, так как в разработке принимали участие и западные фирмы (Великобритания, США и Швеция), работа которых напрямую зависела, например, от наличия или отсутствия санкций против России.

После полёта этой машины на прошлой неделе «Ростех» сообщил, что «головным разработчиком самолета является корпорация «Иркут» в составе Объединенной авиастроительной корпорации «Ростех». В первую очередь, это победа двигателестроителей России, для которых ПД-14 стал первым реактивным авиационным двигателем за последние 30 лет».

Напомним, что ранее этот лайнер оснащался двигателями PW1431G компании Pratt&Whitney. Кстати, некоторые критики полагают, что именно установка российских двигателей ПД-14 (разработчик пермское АО «ОДК-Авиадвигатель», изготовитель – АО «ОДК-Пермские моторы») может привести к росту стоимости эксплуатации для покупателей.

Кстати, о деньгах. По данным Счётной палаты, на ноябрь 2018 года проект подорожал по сравнению с первоначальными расчётами более чем в два раза и его стоимость в абсолютных цифрах составила 158 млрд. рублей. Общая же стоимость проекта до 2025 года оценена в 437,4 млрд. рублей.

Как сообщает «Ростех», первые поставки этого самолёта запланированы на конец 2021 года с мощностью производства 72 машины в год.

«Авиалайнер планируется выпускать в двух версиях: МС-21-200 на 130−176 мест и МС-21-300 на 160−211 мест», - утверждает «Ростех».

Пока же в портфеле заказов корпорации «Иркут» - 175 машин, за которые авиастроители уже получили аванс. Всего же потребность на мировом рынке самолётов класса МС-21 составит 20,5 тыс. штук до 2038 года.

Справка:

МС-21 – российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Программа семейства ближне- среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева. Предполагалось, что при запуске серийного производства самолёт получит наименование Як-242, однако впоследствии от этого отказались.

Первый полёт совершил 28 мая 2017 года. Впервые был открыт для публичного посещения на МАКС-2019 в сентябре 2019 года.

Начало серийного производства было запланировано на 2017 год, но было перенесено сначала на 2018 год, а затем на 2021-й. В связи с действием санкций против корпораций ОАК и «Ростех» срок может быть перенесён на период до 2025 года.

Реклама на веке
Как разместить
Валерий Соловей: был совершен обряд, направленный персонально против Путина Члены семьи Саклер отказались брать ответственность за опиоидный кризис в США
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются