Провалы реформ центр Кудрина списал на бюрократов и лоббистов

Предыдущие экономические стратегии, разработанные в России, потерпели неудачу. Причины — административные препятствия, разногласия экспертов и сопротивление лоббистов, пишет ЦСР, который сам разрабатывает новую программу.

Эксперты Центра стратегических разработок, руководителем которого является экс-глава Минфина Алексей Кудрин, пришли к выводу, что провал стратегических документов, направленных на достижение роста российской экономики, который имел место в минувшие годы, стал следствием сопротивления бюрократического аппарата, активного лоббирования интересов различных групп, а также нечетких формулировок самих мероприятий и размытого определения органов и ведомств, ответственных за их реализацию.

При подготовке документа, получившего название «Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня», аналитики центра использовали данные о ходе реализации майских указов главы государства от 2012 года, Стратегии-2020 и ряда проектов федерального масштаба, получивших статус приоритетных. Как резюмировал Кудрин, мнение которого также приводится в докладе, Стратегия-2020 не продвинулась дальше декларативного документа. Это стало следствием того, что чиновники различных структур в недостаточной мере были задействованы в реализации мероприятий документа, а сама стратегия не была утверждена как документ государственного значения.

В итоге посредством правительственных постановлений, поручений главы государства и других правовых форм удалось воплотить только 29% мероприятий, предусмотренных стратегией. При этом широкое распространение получил формальный подход к реализации данных задач, как и имитация их выполнения. В полной мере были воплощены лишь отдельные позиции, такие, как отказ от регулирования курса рубля и переход к заимствованиям в российской валюте.

Реклама на веке

Эксперты Кудрина отмечают, к определенным перекосам в экономике привела и реализация части майских указов. К примеру, побочным эффектом увеличения зарплат в бюджетной сфере оказалась разбалансировка бюджетов субъектов федерации, и такая непопулярная мера, как сокращение части работников для минимизации роста общего фонда оплаты труда. Еще одним недостатком майских указов стало отсутствие четкой системы распределения ответственности за их воплощение между ветвями власти.

Все четыре приоритетные нацпроекта, которые были запущены в 2005 году, превратились в программы финансирования текущих отраслевых нужд, а не в планы институционального реформирования соответствующих секторов, констатируют аналитики. Речь идет о проектах по развитию образования, медицины, жилищного строительства и аграрного комплекса.

Реклама на веке
Антикризисную программу пополнят на 20 млрд рублей Курировать проекты ОНФ в регионах будет силовик из Кремля