Как сообщает агентство «Финмаркет» со ссылкой на экспертов, участвовавших в онлайн-конференции, цены на бензин, которые с начала года сдерживаются договоренностями между правительством и нефтяными компаниями, взлетят после инаугурации Путина, поскольку участники рынка моторного топлива примутся наверстывать выгоду, упущенную во время предвыборной кампании.
Аналитики отмечают, что розничные цены на бензин уже подросли в большинстве регионов России. По подсчетам Росстата, за неделю со 2 по 8 апреля 2012 года они выросли на 0,2%. При этом предыдущие семь недель цены не менялись.
Данные ЦДУ ТЭК свидетельствуют, что за неделю (8-15 апреля) розничные цены на бензин еще немного выросли в большинстве регионов. Наибольший рост был зафиксирован в Новосибирской области, где литр Аи-95 подорожал на 25 коп., а Аи-92 - на 11 коп., в Омской области бензин обеих марок подорожал на 20 коп.
В то же время динамика цен на дизельное топливо разнонаправлена, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. Так, в Брянской области зимнее дизтопливо на прошлой неделе (8-15 апреля) подорожало на 86 копеек, летнее - на 53 коп. В Челябинской области стоимость зимнего ДТ выросла на 51 коп., в Ханты-Мансийском АО - на 25 коп. Цена на зимнее дизельное топливо в Новосибирской области увеличилась на 50 коп., на летнее ДТ снизилась на 50 коп. В Кемеровской области литр зимнего дизтоплива подешевел на 41 коп., а розничные цены на летнее ДТ поднялись на 55 коп. В Томской области стоимость зимнего дизельного топлива упала на 25 коп., летнего - на 50 коп.
Аналитики на онлайн-конференции высказали мнение, что дальнейший рост цен на российских АЗС неизбежен. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник прогнозирует, что цены на бензин после снятия договоренностей нефтяных компаний с правительством устремятся к европейским показателям.
«Тренд на внутреннем рынке прост - от $1 за литр бензина Аи-95 до 1 евро. В ряде стран еврозоны литр базового топлива уже стоит около 2 евро», - цитирует эксперта «Финмаркет».
Аналитик Виталий Крюков предупреждает, что продолжение политики искусственного сдерживания цен чревато новым топливным кризисом. «В стране накоплены рекордные запасы топлива в преддверии автомобильного сезона, что может позволить пройти сезон пикового потребления топлива без резких ценовых колебаний. Тем не менее, это неустойчивая конфигурация рынка, и рано или поздно государству придется пойти на повышение цен», - считает эксперт.
«Рост цен на бензин практически неизбежен. Единственный вариант избежать этого - привязать акцизы к ценам на нефть. Вариант рассматривается, но вряд ли будет принят в короткие сроки», - предполагает аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Танурков.
По словам начальника отдела анализа нефтегазового сектора Номос-Банка Дениса Борисова, накопилось слишком много отложенных фундаментальных факторов, которые создают предпосылки для дальнейшего роста цен на бензин (если конечно, не произойдет очередной неформальной договоренности между государством и нефтяниками). «Основные - это рост экспортного «нетбэка» (сейчас, даже несмотря на высокую пошлину, бензин выгоднее экспортировать, чем поставлять на внутренний рынок - разница составляет примерно 3000 руб./т), увеличение стоимости сырья (нефти) и повышение (в том числе грядущее летом) акцизов», - подчеркивает эксперт.
По сути, пока цены в России искусственно сдерживает неформальный мораторий, который, как отметили аналитики, продлен до инаугурации президента (прежняя дата - президентские выборы в марте). «Как видно, помимо экономики теперь в этом вопросе все шире присутствует и политический подтекст», - говорит Пасечник.