Наибольшие проблемы с освоением целевых средств зафиксированы в 21 регионе. Там израсходовали менее 80% заложенных финансов, а в шести субъектах федерации этот показатель не достиг даже 60%, подчеркнул во время видеоконференции коллегии Счетной палаты аудитор Валерий Богомолов. Региональные законы о расходовании дорожных фондов имеются во всех субъектах, равно как и нормативно-правовые подзаконные акты, потому юридических оснований для проволочек с освоением средств не существует, подчеркнул Богомолов.
Наибольшая часть средств в фонды поступает от акцизных сборов с продажи нефти, транспортного налога, межбюджетных субвенций, также фонды наполняются из еще четырех источников. При этом качественно распланировать расходы регионам не позволяют сложности при определении прогнозных поступлений от транспортного налога, а также акцизов. На прошлый год прогноз по данным направлениям был установлен на уровне 268 млрд рублей, а фактический показатель достиг 400 млрд рублей. Наибольшее перевыполнение планов имело место в Питере, Саратовской и Омской областях.
Улучшить ситуацию с освоением средств на ремонт и строительство дорог удастся, если весомый прогресс будет достигнут в администрировании данного налога. Но в отдельных регионах ситуация осложняется накоплением долгов субъектов хозяйствования перед дорожными фондами. Сумма задолженности в федеральном масштабе достигла 99,7 млрд рублей, годовой ее прирост составил 18 млрд рублей. Лидером по долгу является столица, где сумма невнесенных в дорожный фонд средств составляет 21,8 млрд рублей, далее с большим отставанием следуют Краснодарский край и Самарская область.
Вместе с тем проблемные субъекты не успевают осваивать и межбюджетные трансферты. В прошлом году они израсходовали деньги данной категории на 81% или на сумму 120 млрд рублей. В нынешнем году ситуация не улучшилась – промежуточный показатель освоения средств на начало декабря не достиг 60% и находился на уровне 81 млрд рублей. На практике эти цифры означают, что в субъектах, которые не своевременно осваивают выделенные им деньги, слишком много автомагистралей, не отвечающих требованиям безопасности. В начале года проблемы с соблюдением нормативных параметров были отмечены на 62% региональных трасс.