18+
  1. Решит ли проблему тендер Рособразования?

Решит ли проблему тендер Рособразования?

Как известно, Федеральное агентство по образованию (Рособразование) 25 июля объявило о проведении открытого конкурса по подключению 52 940 общеобразовательных учреждений России к сети Интернет.

Сумма государственного контракта, который будет заключен с победителем тендера, составит 3 млрд. рублей, направляемых из федерального бюджета.

Заметим, что столь беспрецедентный по своим масштабам проект, осуществляемый Рособразования в рамках приоритетной национальной программы Образование, предполагает, что в 2006 г. к Глобальной сети будут подключены 18 тыс. российских школ, а в 2007 г. еще 34 940 общеобразовательных учреждений страны. При этом в условиях конкурса обговаривается очень важный момент: победитель тендера должен не только подключить школы к сети Интернет, но и осуществлять их круглосуточный неограниченный доступ к "всемирной паутине".

Ранее в приоритетной национальной программе Образование предполагалось ежегодно подключать к сети Интернет по 10 тыс. общеобразовательных учреждений, но затем работы было решено ускорить. А это значит, что в ближайшие два года все 62 тыс. российских школ, 40 тыс. из которых сельские, будут подключены к Глобальной сети. Хотя, по данным руководителя отдела информатизации Рособразования Алексея Анопченко, желание участвовать в тендере проявили около двух десятков отечественных компаний, подавать документы в конкурсную комиссию они не спешат.

По мнению заместителя генерального директора системного интегратора Nvision Group Сергея Головина, это можно объяснить тем, что компании осторожничают, поскольку боятся повторения скандала, возникшего после того, как провалилась предыдущая попытка государственного ведомства подключить к Интернету школы.

Напомним, что в 2002 г. похожий тендер на сумму 2,9 млрд. долларов, объявленный Министерством образования и науки РФ, выиграл оператор спутниковой связи Кросна, который поставил в сельские школы около 11 тыс. спутниковых интернет-терминалов VSAT. Через два года проект оказался на грани провала из-за того, что пользоваться сетью Интернет с помощью новейшего телекоммуникационного оборудования оказалось невозможно. Причина банальная: исходящий трафик должен был отправляться к провайдеру по телефонной сети, которой во многих сельских школах российской глубинки просто не оказалось. Но если даже конкурс, окончание которого намечено на 24 августа, пройдет успешно и компания-победитель приступит к активной работе по интернетизации отечественных общеобразовательных учреждений, всех проблем с доступом учеников школ к Глобальной сети, как полагают эксперты, решить не удастся. К примеру, аналитик CNews Analitics Сергей Шалманов считает, что хотя подключение школ к Интернету, проводимое в рамках национальной программы Образование и открывает перед учениками новые возможности, государство до сих пор не заявило о своем видении дальнейшей судьбы этого направления, поскольку финансирование образовательных учреждений осуществляется из средств региональных бюджетов, большинство из которых дотационные.

Большинство госпрограмм не предполагает продолжительной, в течение нескольких лет, поддержки подобных акций: нет программы долгосрочного стратегического развития. К тому же, как полагает Сергей Шалманов, вместе с технической стороной высокими темпами надо развивать и переход на новые формы и форматы образования, что предполагает проведение обучения учителей, различных сетевых мероприятий, повышение зарплат педагогов.

Надо учитывать и то обстоятельство, считает Сергей Шалманов, что если каждый установленный в школе компьютер получит неограниченный доступ в сеть Интернет, наибольшая отдача будет достигнута лишь в Москве, где в среднем приходится 12 учеников на один ПК, а также в Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах. А вот в целом по России, где на один ПК приходится до 50 школьников и реализуется управляемая из федерального центра программа форсированной аппаратной информатизации, большинство региональных школ, вероятнее всего, не получат должного эффекта из-за непроработанности мероприятий по сопровождению этого проекта и банальных проволочек в реализации задуманных содержательных перемен в школьном образовании, считает Сергей Шалманов.