Дискуссия относительно ключевых особенностей президентской кампании-2018 состоялась в ходе ежегодной научной конференции, которая прошла на базе Российской ассоциации политической науки. По мнению завкафедрой социологии и психологии МГУ Елены Шестопал, крайне низкая активность граждан на парламентских выборах-2016 не должна рассматриваться как сигнал об отсутствии доверия в российском обществе к процедуре выборов как таковой. В ходе соцопросов, выполненных специалистами МГУ как в преддверии выборов, так и после них, порядка 80% респондентов признали, что в определенной мере интересуются вопросами политической жизни. Пять лет назад количество аполитичных граждан было значительно выше, напоминает эксперт.
Шестопал говорит, высокую политизированность россиян подтверждает тот факт, что в принципе участвовать в выборах готовы почти 69% респондентов, в митингах – почти 20%, а в забастовках – около 11%. Не приемлют ни одну из этих форм политической активности менее 16% граждан. При этом большая часть россиян оценивает работу власти в целом отрицательно – таковых в октябре насчитывалось более 44%, хотя до выборов этот показатель превышал 52%. Напротив, положительно оценивающих работу власти стало больше – 28% вместо 21%.
Ключевым вопросом, решения которого от власти ждут россияне, стала самоактуализация, или предоставление гражданам возможности реализовать свои намерения в плане развития. Приоритет этому направлению отдали 24% респондентов, что на 9% больше, чем весной. Напротив, обеспечение безопасности волнует всего 13% граждан вместо прежних 27%. Шестопал рассматривает эту динамику как запрос на презентацию в ходе кампании-2018 глобальной стратегии государственного развития. Напротив, россиян перестают привлекать слишком четкие и разовые обещания, наподобие повышения пенсий на энную сумму, говорит эксперт.
Среди российских политиков, которые потенциально могут участвовать в президентской гонке, лидером положительного восприятия среди граждан стабильно остается Владимир Путин. Однако, предупреждают эксперты, успешность кампании во многом зависит от того, насколько правильно в предвыборные месседжи будет перенесен запрос общества на наличие у сильного лидера не менее четкой и рациональной программы действий.