18+
  1. «Ростех» АвтоВАЗу не воспитатель?

«Ростех» АвтоВАЗу не воспитатель?

«Ростех» АвтоВАЗу не воспитатель?
Будущее работников АвтоВАЗа продолжает оставаться неясным: руководство автогиганта опровергло информацию о декабрьском простое. Впрочем, это не отменяет «корпоративного отпуска» в январе. Главный акционер концерна - «Ростех» - пытается сохранить хорошую мину при скандале, разворачивающемся из-за вероятных массовых увольнений.

АвтоВАЗ, судя по всему, в последнее время находится между «молотом» колоссального снижения доходов и неминуемого сокращения кадров и «наковальней» требований «Ростеха» (владеющего блокпакетом ОАО) обойтись без шумихи на фоне слухов о грядущих массовых увольнениях. Накануне вечером руководство российской автомобилестроительной компании поспешило опровергнуть информацию о планируемом простое АвтоВАЗа с 18 до 31 декабря. «Предприятие будет работать до 31 декабря», - сообщили в пресс-центре компании. Представители концерна, однако, подтвердили, что завод не будет работать с 31 декабря 2015 года по 17 января 2016 года – сначала из-за новогодних праздников, затем сотрудники уйдут в корпоративный отпуск.

Напомним, председатель профкома независимого профсоюза «Единство» Игорь Витушенко сообщил: АвтоВАЗ может отправить своих сотрудников в вынужденный простой с 18 до 31 декабря с выплатой 2/3 от зарплаты. «Потом будут новогодние праздники и затем, с 10 по 17 января, я так понимаю, будет опять корпоративный отпуск, как в прошлом году», - заявил он, добавив, что эти планы были косвенно подтверждены письмом председателя официального профсоюза автогиганта Сергея Зайцева президенту тольяттинского завода, шведу Бу Андерссону. В нем профсоюзный лидер отмечает, что размер зарплаты за декабрь и январь снизится, а в условиях простоя не будет выплачен аванс. Зайцев попросил выплатить работникам завода хотя бы премии. В случае простоя и отпуска сотрудники градообразующего предприятия рискуют остаться без новогодних праздников и большую часть января как-то жить с пустыми карманами.

Ранее стало известно, что глава «Ростеха» Сергей Чемезов публично выразил недовольство кадровой политикой АвтоВАЗа: количество работников предприятия уменьшилось на 20% (на 14 тыс. человек) в 2014 году, а в нынешнем году под сокращение должна попасть еще 1,1 тыс. работников, причем параллельно продолжаются увольнения по соглашению сторон. Между тем, в сентябре появилась информация о том, что в действительности АвтоВАЗ собирается сократить еще 15 тыс. человек. Об этом сообщило тольяттинское издание TLTgorod, ссылаясь на несколько источников, близких к руководству завода. При этом общая штатная численность составляет около 49 тыс. человек. Сокращения, вероятно, коснутся и нескольких «дочек» концерна. А в 2016 году АвтоВАЗ может сократить еще 6–7 тыс. человек, сообщил РБК менеджер завода: «План уже есть, в конце ноября его вынесут на совет директоров».

Руководителю «Ростеха» не понравилось, что увольнения на заводе происходят «по методу обрезания». «Эта практика, наверное, европейская, мы считает, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», - заявил Чемезов. По его словам, на ближайшем заседании совета директоров концерна (где встретятся представители Alliance Rostec Auto B.V., акционерами которого являются Renault-Nissan (67,13%) и ГК «Ростех» (32,87%)) вопрос о смене топ-менеджмента ставиться не будет, но «какую-то воспитательную работу надо провести».

Интересно, что в 2008-2009 годах ничто не помешало тому же «Ростеху» и прежнему руководителю АвтоВАЗа Игорю Комарову проводить массовые сокращения – тогда были уволены около 40 тыс. человек. В то время рабочие автозавода жаловались на произвол топ-менеджмента, на то, что «автовазовцев» вынуждали увольняться по собственному желанию, в противном случае несогласных просто выживали. Правда, Сергей Чемезов заявил, что тогда «Ростех», руководство Самарской области и Минтруд «нашли возможности, как обустроить людей, как обучить новым специальностям».

«Ничего особо странного в посыле главы «Ростеха», если внимательно ознакомиться с сутью его претензии к менеджменту АвтоВАЗа, честно говоря, я не вижу, - заявил «Веку» политолог Антон Хащенко. - О чем говорит Чемезов? О том, что, когда в 2008-2009 годах на АвтоВАЗе сократили четыре десятка тысяч сотрудников, «такого шума не было». Потому что были найдены возможности для трудоустройства людей и обучения их новым специальностям. Иными словами, речь о том, что в тот период были найдены оптимальные (насколько этот термин вообще применим в отношении тех, кто лишился работы) для всех сторон решения, которые всех плюс-минус устроили.

Сегодня же информационная картина другая, несмотря на то, что сокращать планируют, в первую очередь, не рабочих, а административный персонал, причем в масштабах на порядок меньших, чем в вышеуказанный период. Значит, что-то не так, значит, компромисс не был найден, значит, нужно и можно было работать деликатнее, не создавая у тех, кого собираются сокращать, ощущения, что их просто выкидывают на улицу».

Сейчас, по словам главы «Ростеха», «народ выгнали на улицу». Отчего-то Сергея Викторовича не волновал этот вопрос еще год назад, когда возглавивший компанию Бу Андерссон точно также оптимизировал производство за счет масштабных сокращений?! Наблюдатели тогда отмечали: уволенные сотрудники концерна – лишь вершина айсберга. В рамках «актикризисной программы» явно страдали и поставщики – ведь на АвтоВАЗ было замкнуто немало заводов. Что характерно, официальных уведомлений от руководства завода (и даже членов правительства РФ) пришлось ждать очень долго: независимые профсоюзы и органы занятости были лишены информации, в итоге «автовазовцы» вышли на акции протеста.

«Вспомним, как было в 2008 году, когда на заводе прошли массовые сокращения, - заявил «Веку» директор тольяттинского агентства информационно-политических технологий «Горизонт» Михаил Куракин. - Социальный взрыв просто погасили деньгами - выдали многомиллиардный транш, который «растворил» уволенных работников, не дав им окончательно стать безработными. Потому что квартплата остается, остаются все другие обязательства перед государством, а денег нет. И для того, чтобы не завалить бюджет, «социалку», сделали такой вот финт. Решатся ли власти на это еще раз - не знаю».

Повторение «черного» 2008 года «Ростеху» в период раздела-передела «кризисных» бюджетов - явно не с руки. Сергей Чемезов, активно занимающийся слияниями-поглощениями, расширением сферы деятельности ГК и сменой «вывесок» (по данным СМИ, госкорпорация ежегодно тратит на коммуникационные услуги десятки миллионов рублей, а лучшие тендеры получает «Апостол», основанный Василием Бровко – нынешним директором Департамента коммуникаций «Ростеха»; теперь же гендиректором РА является небезызвестная Тина Канделаки), видно как-то упустил момент, когда его ГК перестала выполнять свою функцию. А именно: «содействовать российским организациям различных отраслей промышленности» по ходу их деятельности.

Теперь «Ростех» впервые и, похоже, поспешно открыто критикует работу Андерссона. До сих пор гендиректора АвтоВАЗа лишь хвалили – сам Чемезов еще полгода назад отмечал, что работает тот хорошо. Поговаривают, что поводом для открытого возмущения стали протестные акции, которые на самом деле уже проходят в Тольятти: рабочие завода требуют прекращения увольнений, повышения зарплат и даже национализации завода. Городская пресса сообщает о том, что полицейские готовятся к массовым волнениям, в местный ОМОН будто бы доставили бронированный автомобиль «Штурм», изготовленный на базе КАМАЗа, который оснащен водометами и ковшом для прорыва через группы людей и баррикады.

Некоторые наблюдатели, однако, рассказывают, что отношения между Чемезовым и Андерссоном ухудшились еще в конце 2014 года, когда на АвтоВАЗе были уволены почти все топ-менеджеры, в том числе ставленники «Ростеха». По данным РБК, сгладить конфликт могла бы покупка автоконцерном у госкорпорации автокомпонентного холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) – непрофильного актива для ГК. Предполагалось, что завод до конца 2015 года выпишет вексель на $165 млн. со сроком погашения в 2032 году, однако против сделки выступил Renault-Nissan. Говорят, что господин Чемезов крайне недоволен тем, что сделка не закрывается, и даже планирует блокировать тему дальнейшего сокращения персонала в 2016 году.

Проблема в том, что без этого у руководства АвтоВАЗа могут возникнуть трудности с выводом автогиганта на безубыточность. Условия «Ростеха», который вдруг обеспокоился социальной обстановкой на заводе и «воспитанием» топ-менеджмента, говорят, явно противоречат антикризисной программе иностранных акционеров. «На мой взгляд, финансовое состояние АвтоВАЗа сейчас действительно является тяжелым, - заявил «Веку» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - За 10 месяцев 2015 года продажи его автомобилей сократились на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в октябре падение составило 46%.

АвтоВАЗ получил чистый убыток по МСФО за 9 месяцев текущего года в размере 15,8 млрд. рублей. В 2013-2014 годах завод также был убыточным. Так как доходы у АвтоВАЗа отсутствуют, ему приходится финансировать свою деятельность за счет кредитов. С начала текущего года объем краткосрочной задолженности у него вырос на 14%, долгосрочной - на 55%. Естественно, завод рассматривает различные способы экономии и, в частности, собирается остановить конвейер с 18 декабря 2015 года по 17 января 2016 года. В таких непростых условиях желание сократить и часть персонала выглядит вполне логичным. Я полагаю, что без дополнительных кредитов, в том числе под гарантии государства, АвтоВАЗ вряд ли сможет избежать масштабных увольнений», - заключает эксперт.

Действительно, на фоне снижения доходов руководству АвтоВАЗа сложно брать на себя обязательства по сохранению рабочих мест. Комплекс мер по минимизации убытков должен быть запущен в 2016 году: прогноз автогиганта на этот период учитывает и общее падение российского рынка легковых автомобилей, и уменьшение объема продаж продукции, и рост цен на многие комплектующие из-за колебаний курсов валют. «Администрация завода сейчас не берет на себя обязательств, как на 2015 год, о сохранении мест для рабочих, и все волнуются, всех будоражит следующий год - что там будет…» - говорит профсоюзный лидер компании Сергей Зайцев.

Что по этому поводу скажет Сергей Чемезов – покажет грядущее заседание совета директоров АвтоВАЗа. Можно оставаться якобы заботливым хозяйственником, рассуждающим о социальной ответственности завода, переживающего финансовые трудности. Хотя, скорее всего, эффективнее было бы заблаговременно работать с причинами проблем, а не с их последствиями, когда рабочих увольняют пачками, а перспективы тех, кто остался, представляются весьма туманными. Не секрет, что Сергей Викторович помнит те прекрасные времена, когда в АвтоВАЗ будто в «черную дыру» утекали бюджетные миллиарды. Впрочем, сотрудников, как известно, и тогда сокращали, а качество продукции оставалось на прежнем уровне. Так что воспитатели из «ростеховцев» весьма сомнительные.