Эти опасения разделяют Счетная палата РФ, а также эксперты ведущих российских экономических институтов - ВШЭ, РАНХиГС, Института Гайдара: все они отметили эту проблему в своих заключениях на проект бюджета на следующий год.
Как отмечает СП РФ, в следующем году регионы должны будут выплатить около 400 млрд. рублей рыночных обязательств. Рост госдолга субъектов РФ продолжается с 2012 года. Наиболее активно его объемы увеличились в 2013 году (на 28,6%), в 2014 году размер долга увеличился еще на 20%. В текущем году прирост составляет лишь 4%, однако именно на конец года, как правило, приходится пик активности регионов в наращивании обязательств. Нельзя не отметить, что расходы субъектов РФ на обслуживание уже существующих долговых обязательств в этом году возросли почти на 30% (до 104,6 млрд. рублей).
Основными заемщиками регионов являются российские и зарубежные коммерческие банки, а также международные финансовые организации - на их долю приходится без малого 40% от общего объема долга. Еще порядка 37% приходятся на бюджетные кредиты.
Расходная часть региональных бюджетов если и изменяется, то лишь в сторону увеличения, да и с доходами возникает целый ряд проблем. В частности, субъекты РФ, без сомнения, ощутят на себе сокращение межбюджетных трансфертов. Как отмечает S&P, перераспределение доходов в пользу регионов будет затруднено из-за серьезного давления на расходную часть федерального бюджета. Эксперты РАНХиГС и Института Гайдара, в свою очередь, отмечают, что в 2016 году возрастут риски увеличения несбалансированности региональных бюджетов.
Нестабильные доходы
В период быстрого роста доходов показатели исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ оставались относительно сильными. Впрочем, начиная с 2012 года замедление темпов роста доходов и рост объемов финансирования бюджетных услуг, вызванный политическим давлением со стороны правительства РФ, сократили различие между формальным и структурным дисбалансом региональных бюджетов, главной проблемой которых является регулярно меняющееся законодательство.
В своем обзоре S&P отмечает, что за последние 8 лет менялись ставка налога на прибыль и порядок перечисления акцизов, вводились вычеты по НДФЛ, усиливалась централизация НДПИ. Большая часть доходов регионов контролируется на федеральном уровне, лишь около 10% всех своих доходов (такие, как продажа имущества и сборы) субъекты РФ контролируют самостоятельно.
В то же время расходы региональных бюджетов не только не снижаются, но и обрастают новыми обязательствами, которые регулярно добавляет правительство. Во время предвыборный кампании 2011–2012 годов субъектам РФ по требованию федерального центра пришлось повысить заработные платы учителей и врачей, что увеличило нагрузку на их бюджеты, при этом компенсации в виде трансфертов или налоговых доходов они так и не получили.
Еще одной проблемой, как отмечает S&P, являются разные возможности регионов по генерированию доходов. Более 50% ВВП страны приходятся на 10 регионов. При этом на их территориях проживает лишь около 1/3 населения.
До 20% доходов региональных бюджетов обеспечивается за счет перечислений из федерального бюджета. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сокращают разрыв между богатейшими и беднейшими регионами с 40 до 12–15 раз. Это, утверждает S&P, весьма слабый по международным меркам выравнивающий эффект.
Не хватит дотаций
К концу года общая сумму государственного долга российских регионов составит 2,3 трлн. рублей, а прирост, по данным СП РФ, - 100 млрд. рублей. Вместе с муниципальными долгами долг регионов вплотную приблизится к 3 трлн. рублей, утверждает S&P.
Долг субъектов РФ будет расти из-за нехватки дотаций, которые предусмотрены для регионов федеральным центром в проекте бюджета 2016 года, сообщил представитель Счетной палаты на заседании бюджетного комитета Госдумы. По его мнению, критичность ситуации с долгами субъектов РФ фактически признал и Минфин: ведомство приняло решение о распределении между регионами дополнительных 45 млрд. рублей в конце 2015 года. При этом в Счетной палате считают, что вместо 655 млрд. рублей, которые согласно проекту бюджета планируется распределить между субъектами РФ, необходимо выделить не менее 850 млрд. рублей.
Как ожидается, 2016 год станет сложным для регионов. С одной стороны, темпы роста НДФЛ и налога на прибыль будут значительно ниже темпов инфляции. С другой - для поддержания текущего уровня социальных расходов субъектам РФ потребуется приложить больше усилий, чем в текущем году.
По прогнозам экспертов, в 2016 году дефицит региональных бюджетов вырастет по сравнению с 2015 годом, что будет означать дальнейший рост долга. Решать бюджетные проблемы регионов придется федеральному центру в индивидуальном порядке. Для этого, скорее всего, будет предоставлена экстраординарная финансовая поддержка, которая, впрочем, оказывается не всегда своевременно, часто не способствует уменьшению потребностей региона в средствах на обслуживание долга и не всегда предотвращает дефолты. Последний факт был отмечен в I полугодии 2015 года в случаях, когда регионы не смогли своевременно получить бюджетные кредиты от правительства РФ несмотря на значительные потребности в рефинансировании коммерческого долга.